L-29

К середине 50-х годов во всём мире возникла потребность в реактивных учебно-тренировочных самолётах, так как поршневые уже перестали отвечать требованиям времени. Разработка подобного самолёта в 1955 году в инициативном порядке началась и в Чехословакии. Работы возглавил руководитель одного из отделов VZLU (иссследовательского испытательного лётного института) З.Рублич (в начале 60-х ведущим конструктором самолёта стал Я.Влчек).

В конструкции L-29 использованы некоторые технические решения самолёта CS-102 (лицензионный УТИ МиГ-15), например отстыковывающаяся хвостовая часть фюзеляжа для обслуживания силовой установки, Для упрощения производства, снижения индуктивного сопротивления и рационального распределения аэродинамической нагрузки по размаху крыло было выполнено прямым. Для предотвращения попадания заторможенного фюзеляжем пограничного слоя в воздухозаборники они были отодвинуты от поверхности на 50 мм, а в образовавшихся щелях установлены аэродинамические ножи. Для улучшения штопорных характеристик применено Т-образное оперение. Шасси, гидро- и пневмосистемы заимствованы от CS-102.

Изготовление первого прототипа XL-29 было завершено весной 1959 года. Из-за отсутствия штатного двигателя на нём был установлен английский "Вайпер" Mk.20. 5 апреля лётчик-испытатель Р.Духон впервые поднял его в небо. В июле 1960 года совершил первый полёт прототип с чехословацким двигателем M-701B. В это же время самолёт получил имя "Дельфин".

В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого учебно-тренировочного самолёта для стран Варщавского Договора. В конкурсе приняли участие конструкторы СССР (ОКБ А.С.Яковлева), ПНР и ЧССР. Весной 1961 года L-29A был отправлен в СССР для участия в конкурсе. В августе-сентябре на аэродроме Монино под руководством Ю.А.Антипова прошли сравнительные испытания L-19A, TS-11 и Як-30. По лётным характеристикам и пилотажным качествам лучшим был признан Як-30. L-29 обладал лучшей технологичностью и имел большую степень завершённости лётных испытаний (Як-30 и TS-11 совершили первый полёт только в 1960 году). С учётом необходимости загрузить авиационную промышленность ЧССР было принято решение запустить в серийное производство L-29 (при этом Польша всё же решила выпускать свой самолёт).

После завершения конкурса продолжились испытания и доводка прототипов. В 1961 году началась подготовка к серийному производству (сборке) на Среднечешском авиазаводе в Водоходах ("Аэро Водоходы"). Изготовление комплектующих было размещено на многочисленных Чехословакии. В 1963 году сборка была переведена на предприятие "Лет" в Угорском Градиште и Куновицах. В 1964 году L-29 получил Золотую медаль Международной машиностроительной ярмарки в Брно, а в 1965 году удостоен звания "Совершенное изделие года". Летом 1969 года L-29A "Акробат" экспонировался на авиасалоне в Ле-Бурже.

L-29 построен по аэродинамической схеме среднеплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане (угол стреловидности по линии четвертей хорд; центроплана - 5°, консоли - 1°24'). Механизация крыла состоит из щелевых закрылков и элеронов. В хвостовой части по бокам фюзеляжа установлены воздушные тормоза. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из ТРД "Моторлёт" M-701C. Воздухозаборники двигателя расположены по бокам фюзеляжа. Кабина экипажа двухместная с двойным управлением, оборудована катапультными креслами. Место инструктора находится сзади и слегка приподнято. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 150 л. В ударном варианте на 2 узлах подвески под крылом могли подвешиваться контейнеры с 7,62-мм пулемётами, бомбы калибром 100 кг, блоки НУРС.

Самолёт принят на вооружение советских ВВС в 1963 году. Он использовался в качестве учебно-тренировочного в лётных училищах (первым его получило Черниговское ВВАУЛ), истребительных авиаполках и в учебных Центрах ДОСААФ (с 1966 года). Специально для передачи и обслуживания сомолётов в 1964 году была организована советско-чешская база в Ивано-Франковске. 11 августа 1964 года лётчица М.Л.Попович установила на L-29 мировой рекорд скорости на дистанции 100 км для самолётов массой до 3000 кг (категория C-1-d по классификации FAI).

В 1992 году началось массовый вывод L-19 из эксплуатации. В настоящее время они сохранились только в Вяземском аэроклубе. На L-29 летает пилотажная группа "Небесные Рыцари" в Мячково. Несколько самолётов имеются у частников. В качестве экспоната L-29 имеется в музеях ВВС в Монино и Черниговского ВВАУЛ, в Пражском музее авиации. В качестве памятника L-29 установлен в Тюмени и Ульяновске.

Серийное производство продолжалось до 1974 года. Всего изготовлено 3665 самолётов L-29. Большая часть из них (около 3000) была поставлена на экспорт (в основном в СССР). Поставлялся также в Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гану, Гвинею, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Мали, Нигерию, Румынию, Сирию, Уганду. В процессе производства самолёт постоянно дорабатывался. Для 60-х годов это был один из самых удачных самолётов стран СЭВ. В боевых действиях применялся Египтом во время войны Судного дня в 1973 году.

Фотографии L-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • XL-29 (OK-70) - первый прототип. Отличался двигателем Бристоль-Сидли "Вайпер" Mk.20 с тягой 795 кгс. Первый полёт 5 апреля 1959 года.
  • XL-29 (OK-14) - второй лётный прототип. Отличался формой фонаря кабины и хвостовой части фюзеляжа.
  • L-29A "Дельфин" (OK-02) - прототип с двигателем M.701B. Первый полёт в июле 1960 года.
  • L-29 "Дельфин" - учебно-тренировочный.
  • L-29A "Дельфин Акробат" (L-429) - пилотажный. Отличался одноместной кабиной, дополнительным топливным баком в фюзеляже. Переоборудован из прототипа OK-02. Первый полёт в октябре 1967 года. Позже изготовлен второй экземпляр.
  • L-29Р (L-329) - ближний разведчик. Отличался подвесным контейнером с разведывательной аппаратурой. Разработан в 1963-1966 годах. Выпущен малой серией. Поставлялся на экспорт в Египет.
  • L-29R "Дельфин" - лёгкий штурмовик (опытный).
  • L-129 "Дельфин" - модернизированный (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатель M-701C
Взлётная тяга, кгс 890
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,29
10,81
3,129
Площадь крыла, м2 19,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

2280
3280
3540
Запас топлива, л 1030
Боевая нагрузка, кг 300
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте 5000 м
крейсерская

615
655
545
Дальность полёта, км:

без ПТБ
с 2 ПТБ

640
895
Максимальная скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 10900
Продолжительность полёта, ч 2,5
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

8
4
Длина разбега, м

пробега, м

600
550
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Кондратьев В.П. Л-29 // Крылья Родины. - 1985. - №8. - С. 34-35.
  2. Пазынич С. "Летающие парты" из Чехословакии // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 18-25.
  3. Сойко Н. Крылатый "Дельфин" // Моделист-конструктор. - 2008. - №6. - С. 26-31.
Спортивные | На главную