К середине 50-х годов во всём мире возникла потребность в реактивных учебно-тренировочных самолётах, так как поршневые уже перестали отвечать требованиям времени. Разработка подобного самолёта в 1955 году в инициативном порядке началась и в Чехословакии. Работы возглавил руководитель одного из отделов VZLU (иссследовательского испытательного лётного института) З.Рублич (в начале 60-х ведущим конструктором самолёта стал Я.Влчек). В конструкции L-29 использованы некоторые технические решения самолёта CS-102 (лицензионный УТИ МиГ-15), например отстыковывающаяся хвостовая часть фюзеляжа для обслуживания силовой установки, Для упрощения производства, снижения индуктивного сопротивления и рационального распределения аэродинамической нагрузки по размаху крыло было выполнено прямым. Для предотвращения попадания заторможенного фюзеляжем пограничного слоя в воздухозаборники они были отодвинуты от поверхности на 50 мм, а в образовавшихся щелях установлены аэродинамические ножи. Для улучшения штопорных характеристик применено Т-образное оперение. Шасси, гидро- и пневмосистемы заимствованы от CS-102. Изготовление первого прототипа XL-29 было завершено весной 1959 года. Из-за отсутствия штатного двигателя на нём был установлен английский "Вайпер" Mk.20. 5 апреля лётчик-испытатель Р.Духон впервые поднял его в небо. В июле 1960 года совершил первый полёт прототип с чехословацким двигателем M-701B. В это же время самолёт получил имя "Дельфин". В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого учебно-тренировочного самолёта для стран Варщавского Договора. В конкурсе приняли участие конструкторы СССР (ОКБ А.С.Яковлева), ПНР и ЧССР. Весной 1961 года L-29A был отправлен в СССР для участия в конкурсе. В августе-сентябре на аэродроме Монино под руководством Ю.А.Антипова прошли сравнительные испытания L-19A, TS-11 и Як-30. По лётным характеристикам и пилотажным качествам лучшим был признан Як-30. L-29 обладал лучшей технологичностью и имел большую степень завершённости лётных испытаний (Як-30 и TS-11 совершили первый полёт только в 1960 году). С учётом необходимости загрузить авиационную промышленность ЧССР было принято решение запустить в серийное производство L-29 (при этом Польша всё же решила выпускать свой самолёт). После завершения конкурса продолжились испытания и доводка прототипов. В 1961 году началась подготовка к серийному производству (сборке) на Среднечешском авиазаводе в Водоходах ("Аэро Водоходы"). Изготовление комплектующих было размещено на многочисленных Чехословакии. В 1963 году сборка была переведена на предприятие "Лет" в Угорском Градиште и Куновицах. В 1964 году L-29 получил Золотую медаль Международной машиностроительной ярмарки в Брно, а в 1965 году удостоен звания "Совершенное изделие года". Летом 1969 года L-29A "Акробат" экспонировался на авиасалоне в Ле-Бурже. L-29 построен по аэродинамической схеме среднеплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане (угол стреловидности по линии четвертей хорд; центроплана - 5°, консоли - 1°24'). Механизация крыла состоит из щелевых закрылков и элеронов. В хвостовой части по бокам фюзеляжа установлены воздушные тормоза. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из ТРД "Моторлёт" M-701C. Воздухозаборники двигателя расположены по бокам фюзеляжа. Кабина экипажа двухместная с двойным управлением, оборудована катапультными креслами. Место инструктора находится сзади и слегка приподнято. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 150 л. В ударном варианте на 2 узлах подвески под крылом могли подвешиваться контейнеры с 7,62-мм пулемётами, бомбы калибром 100 кг, блоки НУРС. Самолёт принят на вооружение советских ВВС в 1963 году. Он использовался в качестве учебно-тренировочного в лётных училищах (первым его получило Черниговское ВВАУЛ), истребительных авиаполках и в учебных Центрах ДОСААФ (с 1966 года). Специально для передачи и обслуживания сомолётов в 1964 году была организована советско-чешская база в Ивано-Франковске. 11 августа 1964 года лётчица М.Л.Попович установила на L-29 мировой рекорд скорости на дистанции 100 км для самолётов массой до 3000 кг (категория C-1-d по классификации FAI). В 1992 году началось массовый вывод L-19 из эксплуатации. В настоящее время они сохранились только в Вяземском аэроклубе. На L-29 летает пилотажная группа "Небесные Рыцари" в Мячково. Несколько самолётов имеются у частников. В качестве экспоната L-29 имеется в музеях ВВС в Монино и Черниговского ВВАУЛ, в Пражском музее авиации. В качестве памятника L-29 установлен в Тюмени и Ульяновске. Серийное производство продолжалось до 1974 года. Всего изготовлено 3665 самолётов L-29. Большая часть из них (около 3000) была поставлена на экспорт (в основном в СССР). Поставлялся также в Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гану, Гвинею, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Мали, Нигерию, Румынию, Сирию, Уганду. В процессе производства самолёт постоянно дорабатывался. Для 60-х годов это был один из самых удачных самолётов стран СЭВ. В боевых действиях применялся Египтом во время войны Судного дня в 1973 году. Фотографии L-29 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|