Разработка двухконтурного турбореактивного двигателя
АИ-25 началась в ЗМКБ в 1967 году под руководством В.А.Лотарёва. Серийное
производство организовано на Запорожском заводе "Моторостроитель".
Двигатель сертифицирован (впервые в отечественном двигателестроении)
Авиационным регистром ФРГ и Италии на соответствие нормам лётной годности.
АИ-25 выполнен по двухвальной схеме. Состоит из двухкаскадного
11-ступенчатого (3 ступени низкого и 8 ступеней высокого давления)
осевого компрессора, разделительного корпуса, кольцевой камеры сгорания
с 12 форсунками, одноступенчатой охлаждаемой (статор) турбины высокого
давления, двухступенчатой турбины низкого давления, корпуса задней опоры
с двухконтурным реактивным соплом и агрегатов, обеспечивающих работу
двигателя и его систем. Работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1,
РТ. Запуск двигателя осуществляется от воздушного стартера СВ-25.
Всего изготовлено около 6500 двигателей АИ-25 всех модификаций.
Капитальный ремонт осуществляется на авиаремонтном заводе №570 в
Ейске.
Модификации:
-
АИ-25 - базовый. Устанавливался на Як-40.
-
АИ-25В - двигатель для L-39. Отличается конструкцией
топливно-масляной системы. Выпускался по лицензии в Чехословакии.
-
АИ-25ТЛ - форсированный до 1720 кгс. Отличается противоотлединительным
устройством, специальной системой смазки подшипников для выполнения
перевёрнутого полёта, системой воздушного запуска с раздельными соплами
внешнего и внутреннего контуров, доработанной коробкой приводов. Увеличена
температура газов перед турбиной и степень сжатия компрессора. Выпускался
с 1973 года. Изготовлено 2650 двигателей. Устанавливался на L-39.
Технические характеристики (АИ-25ТЛ)
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
3358
985
958 |
Масса сухая, кг |
400 |
Степень двухконтурности |
1,98 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
46,8 |
Степень повышения давления в компрессоре |
9,5 |
Температура газа перед турбиной, °C |
957 |
Взлётная тяга, кгс |
1720 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:
на взлётном режиме
на крейсерском режиме |
0,59
0,815 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Литература
- Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 220.
- Сойко Н. Нестареющий "Альбатрос": Об УТС L-39. // Крылья Родины. - 1998. - №11. - С. 9-17.
- Удалов К.Г., Шам О.В. Самолёт Як-40. - М.: "Транспорт", 1992.
|