Ил-102

Изучение опыта войны во Вьетнаме и ближневосточных конфликтов привело в конце 60-х годов руководство ВВС к идее возродить штурмовую авиацию, упразнённую в 1956 году. Был объявлен конкурс проектов штурмовиков, в котором приняли участие ОКБ А.С.Яковлева, А.И.Микояна, П.О.Сухого и С.В.Ильюшина. Работы по созданию реактивного штурмовика в ОКБ С.В.Ильюшина началась 25 апреля 1968 года. Первоначально был предложен проект самолёта Ил-42 с двумя двигателями АМ-5Ф, являющийся дальнейшим развитием штурмовика Ил-40 (разработан в 1953 году), но по итогам конкурса, состоявшегося в июне 1969 года, продолжение работ по теме перспективного штурмовика было поручено ОКБ А.И.Микояна (самолёт МиГ-21ЛШ) и П.О.Сухого (самолёт Т-8). Работы же по самолётам Ильюшина и Яковлева (Як-25ЛШ) было решено прекратить.

Работы по созданию перспективного штурмовика были продолжены в ОКБ Ильюшина в инициативном порядке под руководством Г.В.Новожилова. Новый самолёт, получивший обозначение Ил-102, отличался от Ил-42 изменённой формой носовой части фюзеляжа, обеспечивающей лучший обзор вперёд-вниз, более мощными двигателями, усиленным вооружением. Увеличение габаритов самолёта заставило отказаться от единого бронекорпуса, как это было на Ил-2 или Ил-10. Бронёй было решено защитить кабины экипажа, а также частично двигатели и топливную систему. Для повышения живучести было применено губчатое заполнение топливных баков. Наступательное пушечное вооружение, как и на Ил-40, было решено сделать подвижным. Из-за недостатка средств и поддержки со стороны Министерства обороны работы по Ил-102 сильно затянулись. Постойка прототипа была завершена только к началу 1982 года. 20 января самолёт лично осмотрел главком ВВС П.С.Кутахов, но, не смотря на его поддержку, министр обороны Д.Ф.Устинов категорически запретил Новожилову "заниматься самодеятельностью". Для конспирации самолёты в ОКБ было даже присвоено ни о чём не говорящее название ОЭС-1 (опытно-экспериментальный самолёт). 25 сентября 1982 года он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель С.Г.Близнюк).

Ил-102 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным двухлонжеронным стреловидным крылом. Механзация крыла состоял из закрылков, занимающих 2/3 размаха крыла, и двухсекционных интерцепторов. Фюзеляж типа полумонокок. В центральной его части расположены гермокабины лётчика и стрелка, между которыми располагаются топливные баки. Фонари кабин изготовлены из плоских бронестёкол. В кабинах установлены катапультные кресла К-36Л, обеспечивающие покидание самолёта на нулевой скорости и высоте. Имеется устройство синхронного катапультирования (катапультируясь, лётчик может катапультировать и стрелка). Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Применены пневматики низкого давления, позволяющие эксплуатировать самолёт с грунтовых аэродромов. Силовая установка состоит из 2 ТРДД И-88 (бесфорсажный вариант РД-33) конструкции С.П.Изотова. Наступательное вооружение включает двухствольную 30-мм пушку ГШ-301 на качающемся подфюзеляжном лафете (боекомплект 500 снарядов), свободнопадающие авиабомбы калибром до 250 кг (размещаются в 6 крыльевых грузоотсеках), блоки НАР, ракеты Х-25Л, Р-60М, Р-73 (размещаются на 8 узлах внешней подвески). Оборонительное вооружение состоит из двухствольной 23-мм пушки ГШ-23Л в хвостовой части фюзеляжа. В отогнутых вниз законцовках крыла устанавливаюся блоки выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей.

В 1982-1984 годах Ил-102 успешно прошёл все испытания (было выполнено примерно 250 полётов). Но в этот период уже было развёрнуто полномасштабное производство Су-25, перед которым он не имел серьёзных преимуществ. В 1986-1987 годах программу попытались реанимировать: было произведено ещё 117 полётов. Но ухудшившаяся внутриполитическая и экономическая обстановка в стране не дала это сделать. Летом 1992 года Ил-102 был продемострирован на Мосаэрошоу в подмосковном Жуковском.

Лётно-технические характеристики

Двигатели И-88
Взлётная тяга максималная, кгс: 2х5380
Габариты, м:

разиах крыла
длина
высота

16,98
17,75
5,08
Площадь крыла, м2 63,5
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

13000
18000
22000
Запас топлива максимальный, кг 3700
Боевая нагрузка, кг 7200
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

950
850
Дальность полёта перегоночная, км 3000
Боевой радиус дествия на малой высоте, км 300
Практический потолок, м 10000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5,0
Длина разбега, м

пробега, м

-
300
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
  2. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 111-114.
  3. Кондратьев В. Ил-102: Кто против? // Крылья Родины. - 1993. - №№ 6, 7.
  4. Левин М.А. Новые "горбатые" // Крылья Родины. - 1992. - №12. - С. 32-33.
  5. Мигунов В. Последний летающий танк Страны Советов // Авиация и Время. - 2013. - №1. - С. 32-34.
  6. Штурмовик Ил-102 и Су-25ТК // Авиационная и ракетная техника. - 1992. - №1727. - С. 5.
Штурмовики | На главную