В начале 70-х годов возникла необходимость в пассажирском
самолёте на 200-210 пассажиров, который занимал бы промежуточное положение
между Боинг-727 и Боинг-747.
В 1972 году фирма "Боинг" совместно с итальянским концерном "Аэриталия"
разработала проект BA-751. Затем на фирме "Боинг" под руководством К.Холтби
было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7. Первоначально
разрабатывался трёхмоторный вариант, по в 1976 году под влиянием проектов
А-300 и DC-X-200 было принято решение сделать самолёт двухмоторным. В 1977
году появился проект 7S7, который с января 1978 года стал называться Боинг-767.
14 июля 1978 года появился первый заказ на 30 самолётов. Для его производства
были возведены новые цеха на заводе фирмы в Эверетте. Всю механизацию крыла,
киль и рули начала изготавливать фирма "Аэриталия". Был подписан контракт на
поставку комплектующих и с другими фирмами из разных стран (например, Японии).
Изготовление первого прототипа на заводе в Эверетте началось 6 июля 1979
года. 4 августа 1981 года состоялась его выкатка из сборочного цеха. 26
сентября он впервые он поднялся в небо (раньше, чем Боинг-757).
В августе 1982 года самолёт демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо. В
конце июля 1983 года был сертифицирован вариант с двигателями JT9D-7R4D,
а в начале сентября - с CF6-80A. Первый пассажирский рейс состоялся 8 сентября
1983 года.
Самолёт Боинг-767 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего
низкоплана. Фюзеляж (сечение 5,03х5,41 м) цельнометаллический полумонокок
безопасноповреждаемой конструкции. В конструкции фюзеляжа широко использованы
усовершенствованные алюминиевые сплавы и композитные материалы. Существует
несколько вариантов планировки салона с числом метст для пассажиров от
181 до 285. У самолётов, летающих над морем, все двери и аварийные выходы
оснащены надувными трапами. Крыло двухлонжеронное, стреловидное (31,5° по
линии четвертей хорд), снабжено предкрылками по всему размаху и двухсекционными
закрылками: внешние однощелевые, внутренние - двухщелевые. Шасси трёхопорное
с передней управляемой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД
JT9D-7R4D (или более поздних модификаций) фирмы "Прэтт энд Уитни". По желанию
заказчика могут устанавливаться двигатели CF6-80A тягой 21747 кгс фирмы
"Дженерал Электрик" или RB.211-524G тягой 26307 кгс фирмы "Роллс-Ройс".
Пилотская кабина оборудована жидкокристаллическими дисплеями. Аэронавигационное
оборудование разработано фирмой "Коллинз". Первые самолёты имели экипаж из
3 человек. Позже из экипажа был исключён бортинженер. По конструкции самолёт
широко унифицирован с Боинг-757: взаимозаменяемы
62,5% узлов и агрегатов.
Серийное производство продолжается. На начало 2011 года изготовлено не менее
1000 самолётов. Первой авиакомпанией, получившей Боинг-767, стала американская
"Юнайтед". Поставляется авиакомпаниям Австралии, Австрии, Великобратинии,
Испании, Канады, Непала, Новой Зеландии, ОАЭ, США, Филиппин, ФРГ, Швеции,
Японии. Боинг-767 эксплуатируется российскими компаниями "Аэрофлот", "Трансаэро",
занимающимися международными авиаперевозками.
Модификации самолёта:
-
Боинг-767AEW - самолёт ДРЛО. Разработан для Японии.
-
Боинг-767AOA - летающая станция слежения и целеуказания. Оснащён инфракрасным
телескопом. Изготовлен в 1987 году в 1 экземпляре.
-
Боинг-767E (Боинг-767-300F) - грузовой на базе 767-300ER. Отличается большой
грузовой дверью (3,4х2,66 м) по левому борту, усиленным полом, отсутствием
иллюминаторов в салоне. Грузоподъёмность 56 т при взлётной массе 185,3 т.
Разрабатывался с января 1993 года при участии ОКБ им.
С.В.Ильюшина. Выпускается с 1995 года.
-
Боинг-767-34AF - самолёт для авиакомпании "Юнайтед Парсел Сервис" (UPS).
Изготовлено 30 самолётов.
-
Боинг-767VC-X - служебный самолёт президента США (проект).
-
Боинг-767-100 - с укороченным фюзеляжем на 170 пассажиров (проект). Разрабатывался
для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз".
-
Боинг-767-200 - самолёт на 190-200 пассажиров. Первый полёт 26 сентября 1981
года. В 1982-1992 годах изготовлено 128 самолётов.
-
Боинг-767-204 - самолёт для чартерной авиакомпании "Британия". Отличался
двигателями CF6-80A. Взлётная масса увеличена до 140 т, пассажировместимость
- до 290 человек.
-
Боинг-767-205 - самолёт для норвежской авиакомпании "Браатэнз - S.A.F.E.".
-
Боинг-767-209 - самолёт для авиакомпании "Чайна Эйрлайнз". Взлётная масса
увеличена до 143 т.
-
Боинг-767-222 - самолёт для американской авиакомпании "Юнайтед". Изготовлено
50 самолётов.
-
Боинг-767-223 - самолёт для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз".
-
Боинг-767-231 - самолёт для авиакомпании TBA. Изготовлено 10 самолётов.
-
Боинг-767-232 - самолёт для авиакомпании "Дельта". Отличался двигателями
CF6-80A. Изготовлено 42 самолёта.
-
Боинг-767-233 - самолёт для авиакомпании "Эйр Канада". Взлётная масса увеличена
до 140,6 т.
-
Боинг-767-258 - самолёт для израильской авиакомпании "Эл Ал".
-
Боинг-767-275 - самолёт для авиакомпании "Пасифик Вестерн". Отличались
двухместной пилотской кабиной.
-
Боинг-767-200ER - самолёт для трасс большой протяжённости. Отличается увеличенным
до 76840 л запасом топлива. Взлётная масса достигла 156,5. Пассажирвместимость
состаляет 208 чел. Разработан в 1983 году. Первый полёт 6 марта 1984 года.
С 1984 года изготовлено не менее 100 самолётов.
-
Боинг-767-241ER - самолёт для бразильской авиакомпании "Вариг". Изготовлено
6 самолётов.
-
Боинг-767-258ER - самолёт для израильской авиакомпании "Эл Ал". Переоборудован
из Боинга-767-258.
-
Боинг-767-260ER - самолёт для авиакомпании "Эфиопиен Эйрлайнз". Отличается
двигателями JT9D-7R4E.
-
Боинг-767-269ER - самолёт для авиакомпании "Эйр Кувейт". Отличается
двигателями JT9D-7R4E.
-
Боинг-767-2D7ER - самолёт для таиландской авиакомпании "Тай Интернейшнл
Эйруэйз" (проект). Отличался двигателями CF6-80A.
-
Боинг-767-2J6ER - самолёт для авиакомпании "Сивил Эйркрафт Администрайшн
оф Чайна".
-
Боинг-767-2Q8ER - самолёт для лизинговой компании ILFC. Отличался двигателями
CF6-80C2B4F тягой 26262 кгс.
-
Боинг-767-23AER - самолёт для австралийской лизинговой компании "Ансетт
Уорлдвайд Авиейшн Сервисиз". Отличался двигателями PW4056.
-
Боинг-767-23BER - самолёт для авиакомпании "Эйр Мауритиус". Отличался
двигателями CF6-80C2B4F.
-
Боинг-767-300 - с удлинённым на 6,42 м фюзеляжем (3,07 перед крылом и 3,35 м
за крылом). Отличается двигателями RB.211-524G тягой 26307 кгс фирмы "Роллс-Ройс",
усиленными крылом и шасси. Взлётная масса увеличена до 156,5 т. Разрабатывался
с февраля 1983 года. Первый полёт 30 января 1986 года. С 1986 года изготовлено
не менее 100 самолётов.
-
Боинг-767-332 - самолёт для авиакомпании "Дельта".
-
Боинг-767-336 - самолёт для авиакомпании "Бритиш Эйруэйз". Отличается
двигателями RB.211-524H тягой 27487 кгс.
-
Боинг-767-381 - самолёт для японской авикомпании ANA.
-
Боинг-767-3Z9 - самолёт для авиакомпании "Лауда Эйр".
-
Боинг-767-300ER - самолёт для трасс большой протяжённости. Отличается двигателями
CF6-80C2, усиленным крылом и шасси, увеличенным до 91029 л запасом топлива.
Разрабатывался с марта 1985 года. Первый полёт 19 ноября 1986 года. Выпускается
с 1988 года. Изготовлено не менее 324 самолётов.
-
Боинг-767-323ER - самолёт для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз". Изготовлено
15 самолётов.
-
Боинг-767-3P6ER - самолёт для лизинговой компании "Поларис Эйркрафт Лизинг
Корпорейшн".
-
Боинг-767-3T9ER - самолёт для австрийской чартерной компании "Лауда Эйр".
Отличался двигателями PW4056. Изготовлен в одном экземпляре.
-
Боинг-767-3Y0ER - самолёт для лизинговой компании "Джи Пи Эй Груп". Отличался
расположением дверей.
-
Боинг-767-3Z9ER - самолёт для компании "Лауда Эйр". Отличался двигателями
PW4060. Изготовлено 2 самолёта.
-
Боинг-767-400ER - с удлинённым фюзеляжем (на 6,42 м по сравнению с Боинг-767-300).
Отличается крылом увеличенного на 3,66 м размаха, вертикальными аэродинамическими
поверхностями на концах консолей крыла, обновлённым интерьер пассажирского
салона (по типу Боинг-777). Разрабатывался с 1996 года. Первый полёт 9 октября
1999 года. Выпускается с 1999 года.
-
Боинг-767-422 - самолёт для компании "Юнайтед". Изготовлено 26 самолётов.
-
Боинг-767-432 - самолёт для компании "Дельта". Изготовлен 21 самолёт.
-
Боинг-767-400ERХ - с увеличенной дальностью полёта (проект). Разрабатывается
с 2000 года для компании "Кения Эйрлайнз".
-
E-8A - самолёт целеуказания на базе Боинг-767-320B. Оснащён многорежимной
РЛС бокового обзора. Разрабатывается с 1985 года совместно с фирмой "Грумман".
-
Корпорат 77-62 - "салон" (проект).
Лётно-технические характеристики
|
767-200 |
767-300 |
Двигатели |
JT9D-7R4D |
RB.211-524G |
Взлётная тяга, кгс |
2x21636 |
2x26307 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
47,57
48,51
15,85 |
47,57
54,90
15,85 |
Площадь крыла, м2 |
283,3 |
283,3 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная |
80,1
143,0
123,4 |
90,1
159,2
136,0 |
Запас топлива, л |
63210 |
63210 |
Коммерческая нагрузка, т |
33,3 |
38,4 |
Число пассажиров, чел. |
181-290 |
218-360 |
Скорость, км/ч:
крейсерская
посадочная |
910
325 |
910
325 |
Дальность полёта, км |
4350 |
7680 |
Практический потолок, м |
13100 |
13100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2190
1260 |
2300
1400 |
Экипаж, чел. |
2-3 |
2 |
Литература
- Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-767. - М.: "Авико Пресс", 1994.
|