В 1956 году в фирме "Боинг" началась проработка варианта пассажирского самолёта Боинг-707 для авиалиний средней протяжённости. Новому самолёту было присвоено обозначение Боинг-727. Было разработано несколько вариантов компоновки с различным числом двигателей. В сентябре 1959 года утверждён вариант с 3 ТРД в хвостовой части фюзеляжа и Т-образным оперением. Такая компоновка позволяла снизить уровень шума в салоне и получить аэродинамически чистое крыло. Так как самолёт предназначался для эксплуатации в аэропортах с длиной ВПП 2000-2500 м, большое внимание при проектировании уделялось механизации крыла. Впервые в мире применены трёхщелевые закрылки. Впервые на пассажирском самолёте фирмы "Боинг" было установлено ВСУ, что дало независимость от наземных источников питания. Рабочее проектирование началось в конце ноября 1960 года после получения заказов от американских авиакомпаний на 80 самолётов. Изготовление первого прототипа было завершено в ноябре 1962 года. Впервые он поднялся в небо 9 февраля 1963 года с заводского аэродрома в Рентоне. В конце декабря того же года самолёт был сертифицирован. Первый рейс с пассажирами из Майями в Вашингтон состоялся 1 февраля 1964 года. Боинг-727 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло стреловидное (32° по линии четвертей хорд). Механизация крыла состоит из предкрылков и трёхщелевых закрылков. Шисси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Словая установка состоит из 3 ТРД Прэтт-Уитни JT8D-7 (JT8D-9, JT8D-11, JT8D-15, JT8D-17), расположенных в задней части фюзеляжа (2 на пилонах и 1 в фюзеляже). Самолёт оснащён комплексом авионики фирм "Коллинз" или "Ханиуэлл" (с 1994 года на грузовых самолётах американской авиакомпании "ФедЭкс" устанавливается цифровой комплекс EFIS фирмы "Роджерсон Кратос"). Серийное производство продолжалось до сентября 1984 года. Всего изготовлено 1832 самолёта всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Австралию, Алжир, Великобританию, Испанию, Италию, Канаду, Ливию, Нидерланды, Португалию, Францию, ФРГ, Японию. Во второй половине 60-х годов Боинг-727 был самым массовым пассажирским самолётом. Долгое время он оставался самым распространённым реактивным пассажирским самолётом в мире. В 80-х годах он уступил лидерство "Боингу-737". В конце 80-х - начале 90-х предпринимались попытки модернизировать самолёт: заменить три двигателя на два более современных и более мощных, сократить лётный экипаж до 2 человек, установить на концах консолей крыла вертикальные аэродинамические поверхности. В начале 90-х годов самолёты семейства Боинг-727 начали приобретаться авиакомпаниями стран СНГ. В России в настоящее время самолёты "Боинг-727-198" обслуживают правительство Татарстана. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|