Разрабатка пассажирского самолёта для замены Боинг-727
началась в КБ фирмы "Боинг" в январе 1976 года. На стадии эскизного
проектирования было рассмотрено несколько вариантов конструкции. По
соображениям экономичности самолёт решили сделать двухдвигательным.
Двигатели с большой степенью двухконтурности (RB.211-535 фирмы "Роллс-Ройс"
или CF6-32 фирмы "Дженерал электрик") размещались на пилонах под крылом.
Фюзеляж был составлен из секций фюзеляжа Боинг-727 и Боинг-737.
Крыло первоначально являлось развитием крыла Боинг-727, но позже было
разработано новое меньшей стреловидности. Предлагавшееся вначале Т-образное
хвостовое оперение было заменено на классическое. Конструкция кабины
экипажа была взята от разрабатывавшегося параллельно Боинг-767.
Впервые самолёт под обозначением Боинг-757-200 был представлен миру
летом 1978 года, а уже в августе появились первые заказы на него. 23
марта 1979 года было принято решение о начале серийного производства
самолёта. В декабре 1979 года началась сборка первого прототипа, которая
завершилась 13 января 1982 года. 19 февраля прототип вперые поднялся
в небо с заводского аэродрома в Рентоне (лётчики-испытатели Д.Амстронг
и Л.Уоллик), а уже 29 марта взлетел первый серийный Боинг-757-200. В
декабре 1982 года самолёт сертифицирован в США, в середине января 1983
года - в Великобритании.
Самолёт Боинг-757 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего
низкоплана. Фюзеляж цельнометаллический полумонокок безопасноповреждаемой
конструкции. В конструкции фюзеляжа широко использованы усовершенствованные
алюминиевые сплавы, кевлар и углепластик. Существует несколько вариантов
планировки салона с числом метст для пассажиров от 178 до 231. Все двери
и аварийные выходы оснащены надувными трапами. Крыло двухлонжеронное,
стреловидное (25° по линии четверти хорд), снабжено предкрылками по всему
размаху и двухщелевыми закрылками. Шасси трёхопорное с передней управляемой
стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД RB.211-535C фирмы "Роллс-Ройс"
(позже заменён на более мощные RB.211-535E4 и RB.211-535E4-B). По желанию
заказчика могут устанавливаться двигатели PW2037 или PW2040 фирмы "Прэтт
энд Уитни". Для запуска двигателей и электроснабжения служит ВСУ GTCP331-200
фирмы "Гэрретт Эй Рисёрч". Аэронавигационное оборудование EFIS-700 разработано
фирмой "Коллинз". Самолёт оснащён двумя кондиционерами, поддерживающими в
салоне температуру 24о избыточное давление 0,6 кгс/см2.
Самолёт оснащается (с 1990 года) системой предупреждения об опасном сближении
с другими самолётами. По конструкции самолёт широко унифицирован с
Боинг-767: взаимозаменяемы 62,5% узлов и агрегатов.
Серийное производство Боинг-757 продолжалось до октября 2004 года. В
нём ринимали участие 1300 фирм-субподрядчиков в США и других стран. Всего
изготовлено 1050 самолётов. Первой авиакомпанией, получившей Боинг-757,
стала американская "Истерн". Впервые самолёт вышел на линию 1 января 1983
года. Самолёты Боинг-757 эксплуатируются 60 авиакомпаниями 30 стран мира.
Среди них несколько российских ("Аэрофлот", "Байкал", "Трансаэро"), занимающихся
международными авиаперевозками. В разработке грузовой модификации принимали
участие российские специалисты.
Фотографии Боинг-757 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Боинг-757-100 - с укороченным фюзеляжем с салоном на 160-170 пассажиров
(проект).
-
Боинг-757-200 - первый серийный вариант. Выпускался с 1982 года.
-
Боинг-757-212 - самолёт для авиакомпании "Сингапур Эйрлайнз". Отличался
двигателями PW2037.
-
Боинг-757-222 - самолёт для авикомпании "Юнайтед". Отличался двигателями
PW2037.
-
Боинг-757-223 - самолёт для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз". Изготовлено
50 самолётов.
-
Боинг-757-225 - самолёт для авиакомпании "Истерн". Первый полёт 29 марта
1982 года.
-
Боинг-757-230 - самолёт для авиакомпании "Кондор" (филиал "Люфтганзы").
Отличался двигателями PW2040.
-
Боинг-757-232 - самолёт для авиакомпании "Дельта". Отличался двигателями
PW2037 и расположением аварийных выходов. Первый полёт 14 марта 1984 года.
-
Боинг-757-236 - самолёт для английских авиакомпаний "Бритиш Эйруэйз" и
"Эйр Юроп". Отличался усиленной обшивкой крыла и шинами увеличенной размерности.
Взлётная масса увеличена до 104,33 т.
-
Боинг-757-251 - самолёт для авиакомпании "Нортуэст". Отличался двигателями
PW2037.
-
Боинг-757-2B6 - самолёт для авиакомпании "Ройял Эйр Марок". Отличался
двигателями PW2037.
-
Боинг-757-2F8 - самолёт для авиакомпании "Ройял Непал Эйрлайнз". Отличался
расположением аварийных выходов.
-
Боинг-757-2G5 - самолёт для авиакомпании "Люфттранспортунион".
-
Боинг-757-2T7 - самолёт для авиакомпании "Монарк Эйрлайнз". Отличался
усиленной обшивкой крыла и шинами увеличенной размерности. Взлётная масса
увеличена до 108,865 т.
-
Боинг-757-2Y0 - самолёт для лизинговой фирмы "Джи Пи Эй Груп". Отличался
двигателями RB.211-535E4. Изготовлено 50 самолётов.
-
Боинг-757-21B - самолёт для китайской авиакомпании "Гуаньчжоу". Изготовлено
7 самолётов.
-
Боинг-757-24APF - самолёт для авиакомпании "Юнайтед Парселз Сервис". Отличался
двигателями PW2040.
-
Боинг-757-25C - самолёт для китайской авиакомпании "Цзямен Эйрлайнз". Изготовлен
в 1 экземпляре.
-
Боинг-757-26D - самолёт для авиакомпании "Чайна Истерн Эйрлайнз". Изготовлено
3 самолёта.
-
Боинг-757-200C - грузопассажирский. Отличается наличием грузовой двери
3,4х2,18 м по левому борту. Передняя часть пассажирского салона трансформируется
в грузовой отсек. Разработан в 1986-1988 годах для авиакомпании "Ройял
Непал Эйрлайнз".
-
Боинг-757-200ER - вариант с увеличенной дальностью для межконтинентальных трасс.
-
Боинг-757-200PF - грузовой. Предназначен для перевозки грузов на поддонах
и в контейнерах. Отличается отсутствием окон и наличием большой грузовой
двери. Оснащается двигателями PW2040. Выпускался с 1986 года.
-
Боинг-757-200QC - быстроконвертируемый грузопассажирский (проект). Разрабатывался
в 1992 году.
-
Боинг-757-300 - с удлинённым на 7,11 м фэзеляжем. Отличается новым интерьером
салона, усиленным крылом, усиленными стойками шасси с новыми тормозными колёсами.
Число мест для пассажиров увеличено до 289, взлётная масса до 122 т, дальность
до 6500 км. Выпускался с сентября 1996 года.
-
Боинг-757-330 - самолёт для авиакомпании "Кондор".
-
Боинг-757-351 - самолёт для авиакомпании "Нортуэст".
-
Корпорат 77-52 - служебный вариант ("салон").
Лётно-технические характеристики
|
757-200 |
757-300 |
Двигатели |
RB.211-535E4 (PW2040) |
RB.211-535E48 (PW2043) |
Взлётная тяга, кгс |
2х18144 (2х18915) |
2х19350 (2х18940) |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
38,05
47,32
13,56 |
38,05
54,50
13,56 |
Площадь крыла, м2 |
185,2 |
185,2 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная |
58,2 (62,1)
99,8 (113,4)
89,81 |
58,57 (62,1)
133,6
89,81 |
Запас топлива, л |
41185 (42597) |
43400 |
Коммерческая нагрузка, т |
26,3 |
26,3 |
Число пассажиров, чел. |
194-239 |
239-289 |
Крейсерская скорость, км/ч |
935 |
935 |
Дальность полёта максимальная, км |
7240 |
6430 |
Практический потолок, м |
12800 |
12800 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1800
1000 |
1800
1000 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Литература
- Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-757. - М.: "Авико Пресс", 1994.
|