В 1962 году в США был объявлен конкурс на создание тяжёлого
военно-транспортного самолёта CX-HLS. В конкурсе приняли участие фирмы
"Боинг", "Дуглас" и "Локхид". Победителем в 1965 году стал проект C-5
фирмы "Локхид". Во второй половине 60-х годов из-за роста авиаперевозок
обострилась ситуация с перегруженностью аэропортов. В связи с этим фирма
"Боинг" предложила авиакомпаниям проект самолёта для перевозки более 350
пассажиров, основанный на транспортном CX-HLS.
Эскизное проектирование самолёта, получившего обозначение Боинг-747,
началось в 1965 году. Было рассмотрено несколько вариантов компоновок. В
результате был выбран вариант с верхней пассажирской кабиной в передней
части фюзеляжа и 4 основными стойками шасси. Впервые в пассажирском салоне
было сделано два прохода между креслами. В апреле 1966 года был заключён
контракт с авиакомпанией "Пан Америкен" на поставку 25 самолётов и в июле
конструкторы "Боинга" приступили к рабочему проектированию. Параллельно с
пассажирским разрабатывались грузовой и грузо-пассажирский варианты.
Для сборки самолёта в Пейн-Филде (недалеко от Эверетта) был построен
сборочный корпус, по тем временам самый крупный в мире. В 1968 году был
изготовлен первый прототип. 9 февраля 1969 года опытный Боинг-747-100 впервые
поднялся в небо. Поставки начались в декабре 1969 года, а в конце декабря
самолёт был сертифицирован FAA.
Боинг-747 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения
(диаметр 6,5 м). Крыло стреловидное (37,5° по линии четвертей хорд). Крыло
модификации 747-400 имеет вертикальные аэродинамические поверхности высотой
1,8 м. Шасси убирающееся, многоопорное. Силовая установка состоит из 4 ТРДД,
размещённых на пилонах под крылом. По желанию заказчика могут устанавливаться
двигатели фирм "Прэтт-Уитни", "Роллс-Ройс" и "Дженерал Электрик". Существует
несколько вариантов компоновки пассажирского салона.
Серийное производство продолжается. Изготовлено более 1300 самолётов
всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Австралию, Бразилию, Великобританию,
Египет, Индию, Иран, Испанию, Италию, Канаду, Китай, Корею, Марок, Нидерланды,
ОАЭ, Пакистан, Сингапур, Сирию, Таиланд, Филиппины, Францию, ФРГ, Швейцарию,
Японию. В России грузовые Боинги-747 эксплуатируются авиакомпанией "Волга-Днепр"
с 2004 года, пассажирские - авиакомпанией "Трансаэро" с 2005 года.
Модификации самолёта:
-
Боинг-747-100 - первый серийный вариант. Первый полёт 9 февраля 1969 года.
В 1969-1976 годах изготовлено 205 самолётов.
-
Боинг-747-100B - с увеличенной взлётной массой до 340,2 т. Отличался усиленной
конструкцией планёра и шасси, возможностью установки двигателей разных фирм
(Прэтт-Уитни JT9D-7A, Роллс-Ройс RB211-524B2, Дженерал Электрик CF6-45A2).
Выпускался в 1978-1984 годах.
-
Боинг-747-100B(SR) - для перевозки 550-624 пассажиров на расстояние 3000-3500
км. Оснащался двигателями JT9D-3A, JT9D-7AW, RB211-524В2, RB211-524C2,
CF6-45A2, CF6-50Е2. Разработан для японских авиакомпаний JAL и "Олл Ниппон
Эруэйз". Изготовлено 33 самолёта.
-
Боинг-747-200 - с увеличенной взлётной массой до 374,85 т.
-
Боинг-747-200B - с увеличенной дальностью полёта. Оснащался двигателями
JT9D-3AW, JT9D-7FW, JT9D-7R4G2 (позже CF6-50E1, CF6-50E2, RB211-524В2,
RB211-524C2, RB211-524D4). Разработан по заказу авиакомпании KLM. Первый
полёт 11 октября 1970 года. В 1972-1988 годах изготовлено 393 самолёта.
-
Боинг-747-200B "Комби" - грузопассажирский. Отличается усиленным полом,
грузовой дверью 3,04х3,4 м за крылом по левому борту. В хвостовой части
оборудован грузовой отсек для перевозки 12 поддонов.
-
Боинг-747-200B/SUD - доработанный по типу 747-300. Переоборудовано 12
самолётов.
-
Боинг-747-200F - грузовой. Отличается открывающимся вверх носовым обтекателем.
Часть самолётов оснащена боковой грузовой дверью.
-
Боинг-747-300 - с удлинённой на 7,1 м верхней пассажирской кабиной. Оснащался
двигателями JT9D-7R4G2, CF6-50E2, CF6-80C2B1, RB211-524D4. Первый полёт
(в грузо-пассажирском варианте) 5 октября 1982 года. В 1983-1990 годах
изготовлен 81 самолёт.
-
Боинг-747-357 - самолёт для швейцарской авиакомпании "Свиссэйр".
-
Боинг-747-400 - с крылом увеличенного размаха. Отличается загнутыми вверх
законцовками крыла, цифровым комплексом авионики EFIS, электронной системой
управления двигателями FADEC. Оснащается двигателями CF6-80C2B5F, PW4062,
RB211-524H. Лётный экипаж сокращён до 2 человек. Первый полёт 29 апреля
1988 года. Выпускается с 1989 года. Изготовлено более 440 самолётов.
-
Боинг-747-400F (С-33А) - грузовой.
-
Боинг-747-400ER - увеличенной дальности.
-
Боинг-747-400ERF - грузовой.
-
Боинг-747-500X - с крылом увеличенного до 74 м размаха (проект).
-
Боинг-747-600X - с удлинённым до 80 м фюзеляжем (проект).
-
Боинг-747 "Дружба-1"
-
Боинг-747A (Боинг-747-121)
-
Боинг-747LCF - транспортный для перевозки крыла самолёта Боинг-787.
Разрабатывается в московском КБ фирмы "Боинг".
-
Боинг-747SCA
-
Боинг-747SP - с увеличенной до 12000 км дальностью. Отличается укороченным
фюзеляжем, увеличенной на 1,5 м высотой киля, двухсеционным рулём направления.
Оснащался двигателями CF6-45A2, CF6-50Е2, JT9D-7AW, JT9D-7FW, RB211-524В2,
RB211-524C2. Первый полёт 4 июля 1975 года. В 1976-1988 годах изготовлено
45 самолётов.
-
E-4 - летающий командный пункт на базе 747-200B. Отличается составом оборудования,
наличием системы дозаправки топливом в полёте. Для Пентагона изготовлено 4
самолёта.
-
VC-25 - "салон" для президента США. В 1990 году переоборудовано 2 самолёта
Боинг-747-200B.
Лётно-технические характеристики
|
747-100 |
747-400 |
747SP |
Двигатели |
JT9D-7A |
PW4062 |
CF6-45A2 |
Взлётная тяга, кгс |
4х20925 |
4х28710 |
4х21100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
59,64
70,66
19,33 |
64,4
70,6
19,4 |
59,64
56,31
19,94 |
Площадь крыла, м2 |
510,9 |
524,9 |
510,9 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная
посадочная |
162,0
333,4
255,8 |
181,62
396,89
285,77 |
150,1
317,5
204,1 |
Запас топлива, л |
183380 |
216840 |
190630 |
Коммерческая нагрузка, т |
76,8 |
62,87 |
36,1 |
Число пассажиров, чел. |
366-490 |
416-660 |
331 |
Крейсерская скорость, км/ч |
895 |
910 |
935 |
Дальность полёта с максимальнон нагрузкой, км |
8560 |
13570 |
11000 |
Практический потолок, м |
13720 |
10700 |
13720 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
-
- |
-
- |
Экипаж, чел. |
3 |
2 |
3 |
Литература
- .
|