В октябре 1975 года МАП выдало техзадание на разработку самолёта для Арктики и Антарктики. Решением Президиума СМ СССР №160 от 30 июня 1977 года разработка была поручена ОКБ О.К.Антонова. Работы по самолёту Ан-74 начались, но долгое время оставались на предварительной стадии. По предложению П.В.Балабуева было решено использовать одну базу с военно-транспортным самолётом Ан-72. В декабре 1980 года вышел приказ МАП №519, которым ОКБ поручалось создания единого базового самолёта. Ведущим конструктором по Ан-74 был назначен А.Н.Дашивец (летом 1983 года его сменил Ю.И.Повалий, с 1987 года - Д.С.Кива). По сравнению с Ан-72 был перекомпонован грузовой отсек, установлено крыло большей на 9,12 м2 площади (это же крыло стали устанавливать и на серийных Ан-72), более производительная противооблединительная система, изменён состав БРЭО. В экипаж ввели штурмана, для работы которого был предусмотрен блистер. Второй блистер, для гидролога, установили в начале грузового отсека. В 1983 году был изготовлен первый прототип (путём переделки третьего прототипа Ан-72). 29 сентября 1983 года экипаж лётчика-испытателя С.А.Горбика впервые поднял его в небо. Сертификационные испытания Ан-74 начались в 1984 году. На следующий год приступили к испытательным полётам на Севере. Летом самолёт проверяли жарой в Средней Азии. Затем принял участие в программе испытаний Ан-72 и на полгода сменил обозначение на Ан-72А (арктический). В марте 1986 года опытный самолёт (по личному разрешению министра) участвовал в эвакуации со льдины лыжной экспедиции Д.И.Шпаро, т.к. никакой другой самолёт с такой задачей справится тогда не мог. В октябре 1986 года был показан на международной выставке в Ванкувере (Канада). Государственные испытания начались 28 апреля 1990 года и продолжались до 12 декабря. 2 августа 1991 года Ан-74 получил сертификат типа.
В 1989 году началось серийное производство на Харьковском авиазаводе, где к этому времени уже было освоено производство Ан-72. В 1991 году к нему присоединилось Омское ПО "Полёт". Также предполагалось произдводство на Арсеньевском заводе "Прогресс", но осуществлено не было. Первый серийный Ан-74 поступил в авиаотряд Норильского горнообогатительного комбината. Конструкция Ан-74 аналогична самолёту Ан-72. От базового самолёта его отличает наличие двух блистеров с правой стороны передней части фюзеляжа и отсутствие специфического военного оборудования. Самолёт оптимизирован для использования в условиях арктических широт. С этой целью устанавливается более мощный радиолокатор, навигационное оборудование, работающее в условиях высоких широт, эффективная противооблединительная система, усовершенствована система отопления и вентиляции салона. При необходимости может устанавливаться лыжное шасси. В 1987 году состоялась первая экспедиция в Заполярье с участием Ан-74. Тогда на остров Средний была доставлена стационарная радиостанция. На следующий год Ан-74 (экипаж В.Г.Лысенко) доставил первую антарктическую экспедицию во главе с А.Челингаровым на станцию "Восток", расположенную на высоте 3488 м над уровнем моря. При этом удалось облететь почти весь континент. В 1991 году 2 Ан-74 участвовали в эвакуации дрейфующей станции СП-30. На Ан-74 установлено 10 мировых рекордов. Ан-74 может применяться для ледовой разведки, проводки судов, разведки рыбных косяков, в качестве санитарного, пожарно-десантного. Возможно автономное базирование самолёта с налётом до 100 часов в течение месяца. В 90-х годах на его базе был разработан целый ряд транспортных и грузопассажирских модификаций. После прекращения производства Ан-72 в 2002 году, началась разработка и военных модификаций на базе Ан-74. Самолёт неоднократно демонстрировался на различных авиационных выставках. За создание и выпуск Ан-74 ряд работников АНТК им. О.К.Антонова и Харьковского авиазавода в 1994 году удостоены Государственной премии Украины. Не смотря на то, что производство осуществлялось на двух заводах, общий выпуск Ан-74 оказался невелик - 65 (в Омске выпущено всего 5 самолётов). В настоящее время в России эксплуатируется 9 самолётов Ан-74. Поставлялся на экспорт в Египет, Иран, Лаос. Арендованные США иранские Ан-74 в 2001-2004 годах применялись в Афганистане. Фотографии Ан-74 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|