Разработка военно-транспортного самолёта Ан-72 для замены турбовинтового Ан-26 началась в ОКБ О.К.Антонова в 1972 году в инициативном порядке. Ведущим конструктором назначен Я.Г.Орлов. Для силовой установки было решено использовать ДТРД Д-36 разработки Запорожского МКБ "Прогресс", единственный подходивший по размерности. Официальным основанием для начала проектирования стало совместное решение МАП, ВВС и МГА от 16-27 мая 1974 года. В мае 1975 года комиссии во главе с генерал-лейтенантом П.В.Базановым был предствавлен макет будущего самолёта. 12 июня 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №558-186 о создании Ан-72. К новому самолёту предъявлялось требование обеспечения короткого взлёта и посадки. С этой целью крыло оснастили развитой механизацией. Для увеличения подъёмной силы крыла на взлёте было решено обдувать закрылки выхлопными струями турбореактивных двигателей, используя эффект Коанда. Высокое расположение двигателей также защищало их от попадания посторонних предметов, что немаловажно при базировании на грунтовых аэродромах. Применение автоматизированной навигационной системы, сопряжённой с РЛС, позволило отказаться от штурмана в экипаже (впервые на отечественном военно-транспортном самолёте). В 1977 году на Киевском авиазаводе был построен первый прототип. Первый его полёт состоялся 31 августа 1977 года (экипаж лётчика-испытателя В.И.Терского). В декабре того же года начались лётные испытания второго прототипа. В 1978 года на Киевском авиазаводе началась подготовка к серийному производству. Было выпущено 5 самолётов, но из-за загрузки предприятия серийным выпуском Ан-32 производство Ан-72 было передано на Харьковский авиазавод. Пока шло освоение производства, в конструкцию были внесены изменения с целью увеличения дальности полёта: увеличен на 5,4 м размах крыла, удлинён на 1,4 м фюзеляж. При этом на 10 т выросла взлётная масса, но снизилась скорость и несколько ухудшились взлётно-посадочные характеристики. Впервые продемонстрирован на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 1979 году. Первый серийный Ан-72 поднялся в воздух 22 декабря 1985 года. Ан-72 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая с широким использованием композиционных материалов. Фюзеляж герметичный, круглого сечения, типа полумонокок. Крыло стреловидное, большого удлинения, трапецевидное в плане. Механизация крыла состоит из предкрылков, интерцепторов, двухщелевых центропланных и трёхщелевых консольных закрылков. Предкрылком оборудован и стабилизатор. Внутренние секции закрылков обдуваются газовыми струями двигателей. Шасси убирающееся, пятиопорное (1 носовая и 4 основных стоек). Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-36 и ВСУ ТА-12. В хвостовой части фюзеляжа имеется большой грузовой люк, закрывающийся рампой, которая может опускаться на землю или сдвигаться под днище. Грузовая кабина оснащена кран-балкой, швартовочными устройствами, откидными сиденьями для десантников вдоль бортов. Ан-72 предназначен для перевозки грузов, самоходной техники, до 68 солдат с полным сняряжением, до 57 парашютистов-десантников. В санитарном варианте самолёт может перезить 24 раненых на носилках и 12 сидячих. Самолёты Ан-72 использовались с 1987 года, в основном, в качестве штабных и "салонных" в ВВС, ПВО, авиации ВМФ, РВСН, Погранвойск и МВД. В военно-транспортном варианте самолёт имел ограниченное применение. Несколько самолётов Погранвойск КГБ СССР использовались для полётов в Афганистан в конце 1980-х годов. В начале 2000-х годов в Афганистане применялись арендованные ООН эстонские Ан-72. В 1983-1985 годах на Ан-72 установлено 20 международных авиационных рекордов. Производство Ан-72 продолжалось до 2002 года. Всего на Киевском и Харьковском авиазаводах изготовлено 123 самолёта всех модификаций. В настоящее время на вооружении ВВС России находятся 20 Ан-72, ВВС Украины - 26. Прямых поставок за границу не было, но через коммерческие структуры 1 самолёт попал в Анголу, 2 - в Перу, 5 - в Ливию. Фотографии Ан-72 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|