Ан-72

Разработка военно-транспортного самолёта Ан-72 для замены турбовинтового Ан-26 началась в ОКБ О.К.Антонова в 1972 году в инициативном порядке. Ведущим конструктором назначен Я.Г.Орлов. Для силовой установки было решено использовать ДТРД Д-36 разработки Запорожского МКБ "Прогресс", единственный подходивший по размерности. Официальным основанием для начала проектирования стало совместное решение МАП, ВВС и МГА от 16-27 мая 1974 года. В мае 1975 года комиссии во главе с генерал-лейтенантом П.В.Базановым был предствавлен макет будущего самолёта.

12 июня 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №558-186 о создании Ан-72. К новому самолёту предъявлялось требование обеспечения короткого взлёта и посадки. С этой целью крыло оснастили развитой механизацией. Для увеличения подъёмной силы крыла на взлёте было решено обдувать закрылки выхлопными струями турбореактивных двигателей, используя эффект Коанда. Высокое расположение двигателей также защищало их от попадания посторонних предметов, что немаловажно при базировании на грунтовых аэродромах. Применение автоматизированной навигационной системы, сопряжённой с РЛС, позволило отказаться от штурмана в экипаже (впервые на отечественном военно-транспортном самолёте).

В 1977 году на Киевском авиазаводе был построен первый прототип. Первый его полёт состоялся 31 августа 1977 года (экипаж лётчика-испытателя В.И.Терского). В декабре того же года начались лётные испытания второго прототипа. В 1978 года на Киевском авиазаводе началась подготовка к серийному производству. Было выпущено 5 самолётов, но из-за загрузки предприятия серийным выпуском Ан-32 производство Ан-72 было передано на Харьковский авиазавод. Пока шло освоение производства, в конструкцию были внесены изменения с целью увеличения дальности полёта: увеличен на 5,4 м размах крыла, удлинён на 1,4 м фюзеляж. При этом на 10 т выросла взлётная масса, но снизилась скорость и несколько ухудшились взлётно-посадочные характеристики. Впервые продемонстрирован на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 1979 году. Первый серийный Ан-72 поднялся в воздух 22 декабря 1985 года.

Ан-72 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая с широким использованием композиционных материалов. Фюзеляж герметичный, круглого сечения, типа полумонокок. Крыло стреловидное, большого удлинения, трапецевидное в плане. Механизация крыла состоит из предкрылков, интерцепторов, двухщелевых центропланных и трёхщелевых консольных закрылков. Предкрылком оборудован и стабилизатор. Внутренние секции закрылков обдуваются газовыми струями двигателей. Шасси убирающееся, пятиопорное (1 носовая и 4 основных стоек). Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-36 и ВСУ ТА-12. В хвостовой части фюзеляжа имеется большой грузовой люк, закрывающийся рампой, которая может опускаться на землю или сдвигаться под днище. Грузовая кабина оснащена кран-балкой, швартовочными устройствами, откидными сиденьями для десантников вдоль бортов.

Ан-72 предназначен для перевозки грузов, самоходной техники, до 68 солдат с полным сняряжением, до 57 парашютистов-десантников. В санитарном варианте самолёт может перезить 24 раненых на носилках и 12 сидячих. Самолёты Ан-72 использовались с 1987 года, в основном, в качестве штабных и "салонных" в ВВС, ПВО, авиации ВМФ, РВСН, Погранвойск и МВД. В военно-транспортном варианте самолёт имел ограниченное применение. Несколько самолётов Погранвойск КГБ СССР использовались для полётов в Афганистан в конце 1980-х годов. В начале 2000-х годов в Афганистане применялись арендованные ООН эстонские Ан-72. В 1983-1985 годах на Ан-72 установлено 20 международных авиационных рекордов.

Производство Ан-72 продолжалось до 2002 года. Всего на Киевском и Харьковском авиазаводах изготовлено 123 самолёта всех модификаций. В настоящее время на вооружении ВВС России находятся 20 Ан-72, ВВС Украины - 26. Прямых поставок за границу не было, но через коммерческие структуры 1 самолёт попал в Анголу, 2 - в Перу, 5 - в Ливию.

Фотографии Ан-72 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-71 ("изделие 87") - самолёт ДРЛО. Переоборудовано 3 Ан-72.
  • Ан-72 - прототип. Отличался коротким крылом (размах 26,58 м), двумя подфюзеляжными гребнями, 2 боковыми створками грузолюка. В 1977-1978 годах изготовлено 5 прототипов (из них 3 лётных).
  • Ан-72 ("изделие 72.04") - серийный военно-транспортный самолёт. Отличался увеличенным до 31,89 м размахом крыла, удлинённым на 1,4 фюзеляжем. Изготовлено 35 самолётов.
  • Ан-72 ("изделие 72.10") - салон. Изготовлено около 60 самолётов.
  • Ан-72-100 - гражданский транспортный самолёт. Переоборудовались ранее выпущенные Ан-72.
  • Ан-72-100Д - грузо-пассажирский. Отличался салоном на 14 пассажиров в передней части фюзеляжа и наличием санузла. Переоборудовано 3 Ан-72.
  • Ан-72В - экспортный для Перу. Отличался составом оборудования, наличием штурмана в составе экипажа. Переоборудован 1 самолёт. Использовался в ОКБ Антонова в качестве самолёта сопровождения. 10 февраля 1995 года с ним столкнулся опытный Ан-70.
  • Ан-72П - морской патрульный для авиации погранвойск. Отличается наличием поискового оборудования и вооружения. Первый полёт 29 ноября 1984 года. Построено 17 самолётов.
  • Ан-72ПС - поисково-спасательный. Переоборудован 1 Ан-72.
  • Ан-72Р ("изделие 88") - разведчик. Оснащён комплексом радиотехнической разведки, разработанным Московским НПО "Пальма". Переоборудовано 3 Ан-72, переделка четвёртого не завершена.
  • Ан-74 (Ан-72А) - гражданский транспортный самолёт (арктический). Первый полёт 29 сентября 1983 года. Серийно выпускается с 1989 года.
  • Ан-720 - административный ("салон").

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-36
Взлётная тяга, кгс 2х6500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

31,89
28,068
8,65
Площадь крыла, м2 102
Габариты грузовой кабины, м:

длина (без рампы)
ширина (по полу)
высота

10,50
2,15
2,20
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

19,05
27,5
34,5
Запас топлива, кг 12950
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 7500
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

720
550-600
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

1000
4300
Практический потолок, м 10100
Длина разбега, м

пробега, м

620
420
Экипаж, чел. 3

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 30-34.
  2. Богданов О., Орлов Я. Знакомьтесь: Ан-72 // Крылья Родины. - 1981. - №2. - С. 22-24.
  3. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 114-116.
  4. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 97-102.
  5. Колесник Д. Универсальный "Чебурашка" // М-Хобби. - 2013. - №6. - С. 29-30.
  6. Мараев Р. Реактивный вездеход // Авиация и Время. - 2008. - №3. - С. 4-28.
  7. Тактический военно-транспорный самолёт Ан-72 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 38-39.
  8. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 300-304.
  9. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 176-182.
Транспортные | На главную