Ан-148

Разработка пассажирского самолёта Ан-74-68 началась в ОКБ им. О.К.Антонова в начале 90-х годов под руководством П.Балабуева. Рабочее проектирование самолёта, получившего новое обозначение Ан-148, началось в 2001 году. За основу конструкции был взят транспортный самолёт Ан-74ТК-300. Крыло спроектировано заново, увеличена длина фюзеляжа, применены двигатели Д-436 с изменённой конструкцией реверса. Изготовление первых 3 прототипов началось в Киеве в марте 2002 года. Подготовка к серийному производству началась в 2003 году на авиазаводах в Харькове и Воронеже. В сентябре 2004 года в Киеве было завершено изготовление первого прототипа. 17 декабря он впервые поднялся в небо с аэродрома Святошино (экипаж лётчика-испытателя Е.А.Галуненко). В апреле 2005 года к лётным испытаниям присоединился второй прототип. Испытания продолжались до 6 декабря 2006 года. Сертификат типа получен 26 февраля 2007 года. 1 октября 2009 года первый серийный Ан-148-100B передан авиакомпании "Россия". 21 декабря того же года выполнен первый рейс с пассажирами. Первый самолёт украинского производства передан 20 апреля 2010 года авиакомпании "Аэросвит".

Ан-148 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-436-148, расположенных на пилонах под крылом, и ВСУ АИ-450МС. Предусмотрена возможность установки двигателей CF34-10. Кабина экипажа оснащена ЖК-дисплеями. Система управления электродистанционная. Ресурс самолёта составляет 80000 лётных часов, календарный - 30 лет.

На июнь 2017 года построено 39 самолётов. Эксплуатируется авикомпаниями: "Авиалинии Антонова", "Ангара", "Полёт", АК "Россия" и СЛО "Россия". Изготовлены 10 самолётов (из 15) для МО РФ. 2 самолёта эксплуатируются в МЧС. 1 самолёт поставлен в КНДР.

Модификации самолёта:

  • Ан-148-100A - малой дальности. Cалон рассчитан на 80 пассажиров.
  • Ан-148-100B - с увеличенной до 3600 дальностью полёта.
  • Ан-148-100B - с увеличенной до 5000 дальностью полёта.
  • Ан-148-100E1 - административный с салоном на 40-55 пассажиров.
  • Ан-148-100E2 - "салон". Расчитан на 10-30 пассажиров.
  • Ан-148-200A (Ан-158) - с удлинённым на 1,7 м фюзеляжем. Салон расчитан на 86-99 пассажиров. Дальность полёта 3000 км. Первый полёт 28 апреля 2010 года. Изготовлено не менеее 4 самолётов.
  • Ан-148-200B - с салоном на 100 пассажиров и дальностью полёта 2500 км.
  • Ан-148ЕМ - летающий госпиталь. На ВАСО изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 5 февраля 2013 года.
  • Ан-148Т - грузовой.
  • Ан-148-300МП - морской патрульный.
  • Ан-168 - салон на базе Ан-148-100. Отличается дополнительным топливным баком в фюзеляже. Дальность полёта увеличена до 7000 км.
  • Ан-178 - военно-транспортный на базе Ан-158.

Лётно-технические характеристики (Ан-148-100B)

Двигатели Д-436-148
Взлётная тяга, кгс. 2х6500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

28,91
29,13
8,20
Площадь крыла, м2 -
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

-
39600
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 9000
Количество пассажиров, чел. 80
Запас топлива, кг 12100
Скорость крейсерская, км/ч 820-870
Дальность полёта, км:

с 75 пассажирами
перегоночная

3600
7000
Практический потолок, м 12500
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Карнозов В. Лётный испытания Ан-148 // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 18-19.
  2. Карнозов В. Региональные страсти: сравнительный анализ Ан-148 и RRJ // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 4-11.
  3. Совенко А. Ан-148: первые шаги // Авиация и Время. - 2005. - №1. - С. 22-23.
Пассажирские | На главную