Морской патрульный самолёт Ан-72П разработан по заказу Погранвойск КГБ СССР в ОКБ им. О.К.Антонова под руководством ведущего конструктора В.С.Герасименко. В качестве базы был использован военно-транспортный самолёт Ан-72. Прототип бы изготовлен путём переделки Ан-72 сер. №006. Самолёт оснастили прицельно-навигационной системой "Черника", оптико-телевизионным комплексом ОТВ-34Р, аэрофотосъёмочным оборудованием, вооружением, сбрасываемыми спасательными плотами и маркерными буями. В экипаж ввели штурмана, бортрадиста и наблюдателя. 29 ноября 1984 года экипаж лётчика-испытателя С.В.Максимова впервые поднял его в небо. В ходе испытаний было впервые опробовано бортовое оружие. Выявленные при этом вибрации потребовали ряда переделок в конструкции самолёта. Государственные испытания проходили в Крыму и на Дальнем Востоке. Самолёт получил рекомендацию к принятию на вооружение. После устранения выявленных недостатков Харьковский авиационный завод приступил к серийному производству. Первый серийный Ан-72П был передан на заводские испытания 5 апреля 1990 года. 26-27 апреля экипаж военной приёмки во главе с подполковником В.М.Иванцовым отработал на полигоне под Феодосией его боевое применение. Были выполнены стрельбы из пушки, пуски НАР и бомбометание. Конструкция аналогична самолёту Ан-72. От базового самолёта его отличает наличие поискового оборудования. В левом обтекателе шасси находится дневная обзорная телевизионная система (в нерабочем состоянии закрывается шторкой). В правом обтекателе шасси установлена 23-мм пушка ГШ-23Л. На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки НУРС УБ-32М. В грузовой кабине в хвостовой части под потолком могут подвешиваться до 4 авиабомб калибра 100 кг (сбрасываются при откате рампы грузолюка). Фотооборудование обеспечивает съёмку целей в дневное и ночное время (ночью цель подсвечивается при помощи осветительных патронов ОФП-2А). Ан-72П предназначен для патрулирования территориальных вод и прибрежной экономической зоны днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Может использоваться как обычный транспортный для перевозки людей, грузов и техники, а также в санитарном варианте. Всего до 2002 года изготовлено 17 самолётов Ан-72П, из них 13 ещё в советские времена. Стоит на вооружении авиации Погранвойск России (15 самолётов) и Украины (2). Большинство российских Ан-72П базируются на Дальнем Востоке (Камчатка и Сахалин), украинские - в Крыму. Используются они для борьбы с браконьерами и пиратами. Известно несколько случаев применения оружия при задержании браконьерских судов. Фотографии Ан-72 можно посмотреть здесь. Лётно-технические характеристики
Литература
|