В феврале 1976 года в СССР началась разработка универсальной космической транспортной системы "Рассвет" (позже "Энергия"). В связи с этим возникла необходимость транспортировки с заводов на Байконур крупногабаритных модулей ракетно-космических систем (ракеты-носителя "Энергия", корабля многоразового использования "Байкал" ("Буран"), орбитальных станций). Габариты и расстояния были так велики, что ни один из существовавших видов транспорта решить эту задачу не мог. В 1978 году В.М.Мясищев предложил перевозить эти грузы на фюзеляже бомбардировщиков 3М. После смерти Мясищева разработку транспортного самолёта, получившего обозначение "3-35" (3М-Т, позже ВМ-Т "Атлант"), возглавил В.А.Федотов. Было разработано несколько вариантов переделки бомбардировщика, но остановились на самом простом. Было решено усилить конструкцию фюзеляжа. Для облегчения погрузки и улучшения управляемости в полёте было применено двухкилевой оперение и автоматическая система управления. Из-за возросших нагрузок на фюзеляж его хвостовую часть пришлось проектировать заново. Одновременно разрабатывалось погрузочно-козловое устройство ПКУ-50, предназначенное для установки и снятия груза. Сами грузы были 4 типов: 0ГТ (ВКС "Буран"), 1ГТ (водородный бак РН "Энергия" длиной 40 м и диаметром 7,78 м), 2ГТ (носовой обтекатель, кислородный бак и 2 негерметичных отсека РН "Энергия"), 3ГТ (возвращаемые на завод носовой и хвостовой обтекатели). Во второй половине 1979 года для переоборудования были отобраны 3 заправщика 3МН-2. Они прошли ресурсные испытания в СибНИА, а затем переоборудованы на ЭМЗ. Работы были завершены в 1980 году. Один самолёт был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 29 апреля 1981 года ВМ-Т впервые поднялся в небо (экипаж лётчика-испытателя А.Кучеренко). 6 января 1982 года состоялся первый полёт с грузом на фюзеляже. Испытательные полёты с грузами различных типов продолжались 3 месяца. 4 апреля из Куйбышева в Ленинск (Байконур) был достален первый коммерческий груз. ВМ-Т построен по аэродинамической схеме свободнонесущего верхнеплана с двухкилевым оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (максимальный диаметр 3,5 м). Крыло стреловидное (34°48') большого удлинения. Консоли крыла трёхлонжеронные. На каждой консоли имеются 2 аэродинамических гребня. Механизация крыла состоит из элеронов, снабжённых триммерами, и закрылков. Шасси велосипедного типа с системой "вздыбливания", облегчающей взлёт. На концах крыла установлены поддерживающие двухколёсные стойки. Силовая установка состоит из 4 ТРД РД-3М-500А, установленных в корневой части крыла. Вооружение демонтировано. Один из самолётов оборудован системой дозаправки топливом в воздухе. На обоих лётных экземплярах ВМ-Т совершено более 150 полётов с грузом на внешней подвеске. Перевозились элементы ракеты-носителя "Энергия" (несмотря на появление Ан-225, первый старт обслуживали самолёты ВМ-Т), космического корабля многоразового использования "Буран" и его аналога БТС-01. БТС-01 располагался на внешней подвеске над фюзеляжем самолета-носителя и должен был отделяться от него в полёте с последующей самостоятельной посадкой. При этом ВТС-01 пилотировали лётчики-космонавты Е.В.Хрунов и Г.С.Шонин, самолёт-носитель - лётчики-испытатели Ю.Когулов и П.Киев. В августе 1992 года ВМ-Т демонстрировался на "Мосаэрошоу-92". С 1992 года совместно с ЦАГИ и НПО им. А.М.Люльки на ЗМЗ им. В.М.Мясищева велись работы по созданию на базе ВМ-Т системы воздушного старта космических аппаратов "Хорус", "Коргус", "Хотол", перспективных ВКС. Но на практике проект до их пор не реализован из-за недостатка финансирования. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|