Ка-25ПЛ

В 1956 году конструкторы ОКБ Н.И.Камова начали исследования в области создания корабельного вертолёта, который можно было бы использовать в качестве противолодочного. В 1958 году ВВС совместно с ВМФ разработали тактико-технические требования на такой вертолёт (изделие "Д"). Он должен был быть небольшого размера, чтобы размещаться в ангарах небольших противолодочных кораблей, иметь складывающиеся лопасти несущих винтов, обладать возможностью взлёта и посадки с небольших площадок на палубе во время движения корабля, выполнять полёт в режиме висения более 1 часа на расстоянии 50 км от корабля базирования. 20 февраля 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее КБ разработку противолодочного вертолёта. Для разработки двигателя и редуктора для вертолёта в Омске было организовано специальное КБ под руководством В.А.Глушенкова. Одновременно разрабатывалась торпеда АТ-1. К работе привлекались специалисты ЦАГИ, ЦИАМ и других организаций.

Проект вертолёта "Д" был готов в 1960 году. Так как габариты и масса целевого оборудования получились значительными, было решено разделить функции и разрабатывать сразу два варианта вертолёта - противолодочный ("ДБ") и целеуказания ("ДЦ"). В мае 1960 года макетная комиссия утвердила макет вертолёта. К апрелю 1961 года были построены 2 прототипа. 26 апреля 1961 года первый прототип совершил несколько отрывов от земли, после чего его передали на ресурсные испытания. 21 мая второй прототип совершил полёт по полному профилю (лётчик-испытатель Д.К.Ефремов). 9 июля вертолёт "ДБ" был впервые показан публике на авиационном параде в Тушино. Был проведён большой объём различного рода испытаний на морских базах и боевых кораблях флота. Подготовка к серийному производству на заводе №99 в Улан-Удэ началась осенью 1961 года. В 1965 году изготовлены первые 5 серийных вертолётов. Вертолёт "Д" был принят на вооружение авиации ВМФ 2 декабря 1971 года под обозначением Ка-25.

Ка-25 построен по соосной схеме. Несущие винты трёхлопастные, противоположного вращения, с электрогидравлической системой складывания на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический (Д16Т), балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с верхним и нижним килями и 2 шайбами с рулями поворота. Шайбы установлены под углом 15° к продольной оси вертолёта. Шасси четырёхопорное, неубирающееся. Для аварийной посадки на воду на стойках шасси устанавливались надувные баллонеты (демонтированы в середине 70-х годов). Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигатей ГТД-3Ф и четырёхступенчатого планетарного редуктора РВ-3Ф (с 1974 года - ГТД-3М и РВ-3М), расположенных в общей гондоле в верхней части фюзеляжа. Впервые в отечественном вертолётостроении силовая установка была снабжена автоматической системой, поддерживающей постоянство оборотов винтов, и указателем режимов двигателя. Запас топлива размещён в 8 мягких топливных баках. Предусмотрена возможность установки 2 дополнительных топливных баков снаружи по бортам. В носовой части фюзеляжа расположена двухместная кабина экипажа. В главной кабине может размещаться оператор противолодочного оборудования или 12 пассажиров на откидных сиденьях.

Вертолёт несёт поисково-прицельный комплекс "Байкал", в состав которого входят: РЛС "Инициатива-2К", опускаемая гидроакустическая станция ВГС-2 "Ока", гидроакустическая система "Баку" с приёмным устройством СПАРУ-55 "Памир" и 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями типа РГБ-Н "Ива" и РГБ-НМ "Чинара" (позже РГБ-НМ1 "Жетон"), радиоприёмная система РПМ-С с радиолокационными буями типа "Поплавок-1А" (обычно 3 шт.), прицельно-вычислительное устройство ПВУ-В-1 "Жасмин". Вместо ГАС ВГС-2 может устанавливаться опускаемый магнитометр АПМ-60 "Орша" (позже АПМ-73). Вооружение состоит из торпеды АТ-1 (АТ-1М, позже Т-67) или 4-8 глубинных бомб. В 80-х годах вооружение было усилено корректируемыми бомбами КАБ-250ПЛ и ракето-торпедами АПР-2.

Ка-25 стал первым отечественным противолодочным вертолётом, причём первым специально спроектированным боевым вертолётом, а не переделанным из транспортного. Первые серийные вертолёты летом 1966 года поступили в 33 учебный центр в Очакове (в 555 оплвп). Первыми прошли переучивание в Центре лётчики 872 оплвп ВВС КЧФ. В начале 1967 года на Ка-25 переучился 830 оплвп ВВС КСФ. Переучивание остальных частей продолжалось до июня 1977 года.

Ка-25 первыми получили противолодочные корабли типа "Комсомолец Украины" (проект 61). На таком корабле мог базироваться только один вертолёт, который решал ограниченный круг задач. По одному вертолёту несли и противолодочные корабли проекта 1134. БПК проекта 1155 могли нести уже по 2 вертолёта (Ка-25ПЛ и Ка-25Ц). Во второй половине 60-х годов проявились противолодочные крейсера прпоекта 1123 "Москва" и "Ленинград", на которых вертолёты Ка-25 уже были основным противолодочным оружием. На каждом корабле могло базироваться до 20 вертолётов. Использовались Ка-25 и на противолодочных крейсерах проекта 1143, и десантных кораблях проекта 1174. Несколько вертолётов принадлежало морским пограничникам на Дальнем Востоке. В августе 1968 года вертолёты Ка-25, принадлежащие 872 оплвп, на борту ПКР "Москва" впервые вышли на боевую службу в Средиземное море.

Ка-25ИВ в 1966-1967 годах использовались на Тихоокеанском флоте во время испытаний баллистических ракет. Специально оборудованные Ка-25 из 555 иивп и 872 оплвп в 1967-1968 годах применялись для поиска в Индийском океане приводнившихся космических спускаемых аппаратов (программа "Эллипс"). На рубеже 60-70-х годов была осуществлена аналогичная программа под названием "Селенга". В июне-ноябре 1974 года 6 вертолётов Ка-25БШЗ (на борту ПКР "Ленинград") в составе международных сил принимала участие в разминировании Суэцкого залива. В 70-80-х годах вертолёты Ка-25ПЛ широко применялись с кораблей группового базирования (пр.1123, 1143) для поиска ракетных подводных лодок НАТО в районах их вероятного патрулирования. Участвовали они и в крупным учениях флота "Океан", "Вымпел" (1970), "Накат" (1973) и др. Один Ка-25ПЛ с демонтированным военным оборудованием эксплуатировался на борту атомного ледокола "Сибирь".

В 1965-1973 годах в Улан-Удэ изготовлено 460 вертолётов 18 различных модификаций. В процессе эксплуатации неоднократно модернизировался. Ка-25 поставлялся на экспорт в Болгарию, Вьетнам, Индию (7 вертолётов), Сирию (5), Югославию (12). После распада СССР 30 вертолётов досталось Украине. После появления в 1981 году более совершенных Ка-27ПЛ вертолёты Ка-25ПЛ начали постепенно списываться. При этом Ка-27Ц продолжали оставаться в строю во середины 90-х годов. В настоящее время все Ка-25 выведены из состава флота России в резерв. Сирийские вертолёты принимали участие в гражданской войне в Ливане. Югославские Ка-25 принимали участие в гражданской войне в этой стране. 5 из них достались Сербии. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируются в музеях в Монино и Ханое (Вьетнам).

Модификации вертолёта:

  • Ka-25 - прототип. Отличался двигателями ГТД-3 мощностью 750 л.с., конструкцией шасси. Первый полёт 21 мая 1961 года.
  • Ka-25 - пассажирский (проект). Отличался салоном на 12 пассажиров.
  • Ka-25 - для ледокола "Сибирь". Отличался антиоблединительной системой, дополнительными сиденьями в грузовом отсеке, отсутствием военного оборудования. В конце 70-х годов на Ухтомском заводе переоборудован 1 Ка-25ПЛ.
  • Ка-25БТ - буксировщик трала. Предназначен для уничтожения донных мин. В январе 1975 года на ремзаводе в Севастополе переоборудовано 4 вертолёта Ка-25ПЛ для разминирования Порт-Саида. Позже все вновь переоборудованы в Ка-25ПЛ.
  • Ка-25БШЗ ("изделие ДБШЗ") - буксировщик шнуровых зарядов. Отличался наличием буксировочного устройства, командно-передающего устройства, радиостанции Р-802В с антенной АШС-1; отсутствием РЛС, ГАС, лебёдки, СПАРУ, автопилота, фотокамеры, системы госопознавания и задней посадочной фары. В мае 1974 года на Ухтомском заводе переоборудовано 6 Ка-25ПЛ для разминирования Суэцкого залива.
  • Ка-25ИВ ("изделие ДИВ") - вертолёт слежения за баллистическими ракетами. Отличался составом оборудования. В 1966 году переоборудовано 6 Ка-25ПЛ.
  • Ка-25К - летающий кран. Отличался застеклённой кабиной оператора крана, лебёдкой, 2 дополнительными фарами. Оснащался (впервые в мире) электронной системой предотвращения раскачки груза на внешней подвеске. В 1967 году переоборудован 1 Ка-25ПЛ. Первый полёт 6 мая 1967 года (летчик-испытатель Е.И.Ларюшин). В мае того же года демонстрировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.
  • Ка-25М - многоцелевой вертолёт (проект).
  • Ка-25ПЛ ("изделие ДБ") - противолодочный (базовая модификация). Отличался сдвинутыми на 1 м назад основными стойками шасси, формой шайб оперения, складывающимися лопастями винтов. Первый полёт 25 апреля 1965 года.
  • Ка-25ПЛС - модернизированный противолодочный. Отличался поисково-прицельной системой "Стриж-К". В состав вооружения входила торпеда Т-67 "Стриж". Принят на вооружение в 1976 году.
  • Ка-25ПС - поисково-спасательный. Оснащался лебёдкой ЛПГ-2 грузоподъёмностью 250 кг, прожекторами по бокам, дополнительным радиокомпасом АРК-У2. Разработан в 1975 году.
  • Ка-25Ф - ударный (опытный). Отличался отсутствием противолодочного оборудования. В состав вооружения входили 23-мм пушка ГШ-23, блоки НАР УБ-16-57, ПТУР 9П17П "Фаланга".
  • Ка-25Ц ("изделие ДЦ") - вертолёт целеуказания. Отличался мощной РЛС "Успех-2А" с ретранслятором данных обзора, автопилотом АП-114Ц, поджимающимся шасси, отсутсвием бомбоотсека, увеличенным запасом топлива. Первый полёт 26 апреля 1961 года. В 1965-1972 годах в Улан-Удэ изготовлено 50 вертолётов.
  • Ка-25Ш - ударный (опытный). Отличался блоками НАР УБ-16-57 на пилонах. отсутствием противолодочного оборудования (включая РЛС). Переоборудован 1 Ка-25ПЛ на Ухтомском заводе.
  • "ДЮ" - носитель атомных глубинных бомб "Скат" (опытный). Отличался доработанным бомбоотсеком со спецдержателями.
  • "УДБ", "УДЦ" - учебные. Отличались двойным управлением, отсутствием спецоборудования.

Лётно-технические характеристики (Ка-25ПЛ)

Двигатели ГТД-3Ф
Взлётная мощность, э.л.с. 2х900
Диаметр несущих винтов, м 15,74
Габариты, м:

длина со сложенными винтами
длина фюзеляжа
ширина
высота до втулки несущего винта

11,9
9,75
3,8
5,37
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

3,95
1,5
1,25
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

4765
6970
7140
Запас топлива, л:

в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках

1460
2020
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

220
185
Динамический потолок, м 3500
Дальность полёта, км:

с нормальным запасом топлива
с дополнительными топливными баками

450
650
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 112-113.
  2. Ка-25 // Мир авиации. - 2004. - №2. - С. 53.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 103-105.
  4. Кузнецов Г. Ка-25 на флоте тридцать лет // Самолёты мира. - 1996. - №2. - С. 2-6.
  5. Кузнецов Г. Первый боевой отечественный вертолёт // Крылья Родины. - 2000. - №3. - С. 1-4.
  6. Роман В.Д. Ка-25 - "длинная рука" адмирала Горшкова // Авиация и Время. - 1996. - №6. - С. 4-26, 44-47.
  7. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 81-84.
Вертолёты | Морская авиация | На главную