учебная АТ-1М

Разработка самонаводящейся противолодочной торпеды ПЛАТ-1 началась в 1959 году в НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"). Предназначена для поражения подводных лодок, движущихся со скоростью до 25 узлов. Разработка велась в двух вариантах: вертолётном и самолётном. Отличие заключалось в парашютной системе. Испытания проводились на Ладожском озере в 1961 году. Затем продолжены на Чёрном море. Были задействованы самолёт Бе-12 и специально переоборудованная подводная лодка проекта 613. Принята на вооружение в 1962 году под обозначением АТ-1. Производство организовано на заводе "Дагдизель" (Каспийск).

Торпеда имеет цилиндрический корпус с хвостовым оперением. Двигатель - электрический ДП-11М с питанием от серебряно-цинковых аккумуляторов ТС-4. В хвостовой части установлен гребной винт. Торпеда оснащена инерциальной системой управления с активно-пассивной акустической системой самонаведения, работающей в двух плоскостях. Имеются контактный и неконтактный взрыватели.

Торпеда сбрасывается с вертолёта и после приводнения начинает левую циркуляцию, выполняя акустический поиск цели по шумам и наводясь на их источник. При подходе к подводной лодке на расстояние 5-6 м срабатывает неконтактный взрыватель. Если цель потеряна, то торпеда начинает повторный поиск. При прямом попадании срабатывает контактный взрыватель. Если в течение 9-10 мин. цель не обнаруживается, то срабатывает самоликвидтор.

Серийное производство продолжалось до 1970 года. Всего выпущено 925 торпед. Дальнейшим развитием АТ-1М стала торпеда Т-67 "Стриж" (ВТТ-1).

Модификации:

  • АТ-1 (изделие 242) - базовая. Применялась на Бе-12, Ка-25ПЛ, Ми-4Т.
  • АТ-1М - модернизированная. Пневмоконтактор заменён на электромагнитный. Применялась на Бе-12, Ил-38, Ту-142.
  • АТ-1МВ - модернизированная вертолётная. Применялась на Ка-25ПЛ, Ка-27ПЛ, Ми-14ПЛ.
  • АТ-1Э - экспортная.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр корпуса
размах оперения

4030(4000)
450
-
Масса, кг:

самолётный вариант
вертолётный вариант

580
560

Масса боевой части, кг. 70
Скорость носителя, км/ч:

самолёта
вертолёта

600
120

Диапазон высот применения, м:

с самолёта
с вертолёта

400-2000 20-500
Диапазон глубин применения, м 20-200
Дальность хода, м 5000

Литература

  1. Роман В.Д. Ка-25 - "длинная рука" адмирала Горшкова. // Авиация и Время. - 1996. - №6. - С. 26.
Вооружение | На главную