ПКР ''Ленинград''

Разработка противолодочного крейсера проекта 1123 в ЦКБ-17 началась в 1958 году. Непосредственным проектированием корабля руководил главный конструктор ЦКБ-17 А.С.Савичев (в марте 1967 года его сменил А.В.Маринич). Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ Б.Г.Чиликин. Проектирование осуществлялось в тесном сотрудничестве с ОКБ Н.И.Камова, ЦНИИВК, ЦНИИ-45, ЦКБ-53. 3 декабря 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором создание корабля ПЛО дальней зоны характеризовалось как одна их приоритетных задач отечественного судостроения. Вскоре главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил оперативно-техническое задание на разработку проекта, получившего обозначение 1123.

Процессе проектирования было рассмотрено множество вариантов эскизных проектов. При этом менялся состав оборудования, габариты и компоновка корабля, росло его водоизмещение. Рабочее проектирование было в основном завершено к маю 1962 года. В декабре того же года на Николаевском судостроительном заводе №444 началось строительство головного корабля серии "Москва". 15 января 1965 года (на следующий день после спуска "Москвы") завод приступил к строительству второго корабля - "Ленинград" (заводской №702). 31 июля 1966 года он спущен на воду, 24 января 1967 года зачислен в списки кораблей ВМФ, 15 декабря 1968 года на нём поднят Военно-морской флаг, вступил в строй 2 июня 1969 года и 9 июля включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (первоначально предполагалось включить его в состав КСФ).

Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора со шпацией 500 мм. Взлётно-посадочная площадка с 4 стартовыми позициями размещалась в кормовой части (наиболее защищённой от заливания волнами). Все комплексы вооружения размещались в носовой части. В центре располагалась многоярусная надстройка, совмещённая с дымовой трубой и башнеподобной мачтой. Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов. Непотопляемость обеспечивали 16 главных водонепроницаемых переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт. Энергетическая установка состояла из 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котлов КВН-95/64 с наружными экономайзерами. В целях снижения гидроакустического поля в фундвментах главных и вспомогательных механизмов широко применялись амортизаторы (впервые на крупном корабле). Для уменьшения теплового поля выхлопные газы охлаждались расположенными внутри трубы электорами. Для защиты от неконтактных магнитных мин и торпед установлено размагничивающее устройство из 4 обмоток. На борту корабля размещалось 14 вертолётов Ка-25 (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25Ц и 1 Ка-25ПС; из них 12 в большом ангаре под полётной палубой и 2 в малом на верхней палубе). На полётную палубу вертолёты поднимались при помощи 2 подъёмников.

Вооружение корабля состояло из 2 спаренных пусковых установок ЗРК "Шторм" (48 ракет), одной установки противолодочного ракетного комплекса "Вихрь" (8 ракето-торпед), 2 двухствольных 57-мм артиллерийских установок ЗИФ-72 (АК-725), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (144 глубинные бомбы РГБ-60). Первоначально были установлены также 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1123 (демонтированы в 1976 году). В состав радиотехнического оборудования входили: опускаемая ГАС "Орион", буксируемая ГАС "Вега", ГАС "Хоста" для связи со своими лодками, трёхкоординатная РЛС дальнего действия "Восход", резервная РЛС "Ангара-А", телевизионная система "Кузнечик", визир ночноо видения "Агат". Вся информация от радиолокационных, гидроакустических и оптических средств поступала в боевую информационно-управляющую систему "Корень-1123". Для ремонта радиоэлектронного оборудования имелась мастерская КРМ-1123.

Крейсера проекта 1123 явились принципиально новыми кораблями отечественного флота во всех отношениях - по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, тактике применения. Они предназначались для поиска и уничтожения бустроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО (во время походов на борту крейсера базировалась одна эскадрилья 78 оплвп). Корабли обладали мощными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения, современными ракетными комплексами, самыми совершенными в мире средствами радиоэлектронной борьбы и высоким уровнем автоматизации. По поисковой производительности крейсера пр.1123 в несколько раз превосходили БПК пр.61. К недостаткам можно отнести недостаточную мореходность, тесноту помещений, пожароопасность из-за широкого применения в конструкции алюминиево-магниевых сплавов и ненадёжной системы пожаротушения "Карат-М", слабое зенитное вооружение.

Крейсер 15 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды посещал Балтийское море, совершал походы вокруг Африки. В 1970-1974 годах ПКР "Ленинград" несколько раз находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта. В период с 4 августа по 14 октября 1974 года он являлся флагманом отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива. Эскадрилья под командованием подполковника Л.П.Беляева совершила 188 боевых вылетов на траление мин. Всего советские моряки очистили от мин акваторию площадью 1250 кв.миль. С 18 августа по 6 ноября 1984 года совместно с БПК "Красный Крым" и судами обеспечения крейсер осуществлял разминирование акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии. Корабль принимал участие в крупных учениях "Океан" (вместе с "Москвой", 1970), "Юг-71" (1971), "Вымпел" (1972), "Запад-81" (1981), "Заслон-84" (совместно с Кубой, 1984). В марте 1972 года крейсер участвовал в спасении атомной подводной лодки К-19, потерпевшей аварию в Северной Атлантике. Экипаж был спасён при помощи вертолётов, а лодка отбуксирована в Североморск. В январе 1972 года и 4-7 августа 1975 года "Ленинград" нанёс визиты в Александрию (Египет), 19-23 ноября 1974 года - в Дакар (Сенегал), 30 октября - 5 ноября 1975 года - в Дубровник (Югославия), 14-19 октября 1976 года - в Сплит (Югославия), 27 сентября - 1 октября 1981 года - в Эль-Джазаир (Алжир), 26-30 марта 1984 года - в Гавану (Куба), 8-28 сентября 1984 года - Аден (НДРЙ). В июне 1980 года корабль посетил Ленинград - город, чьё имя он носил.

Корабль дважды проходил капитальный ремонт на "Севморзаводе" в Севастополе (1976-1977) и Черноморском судостроительном заводе (бывшем №444) в Николаеве (1986-1987). В 1991 году его снова планировалось поставить на капитальный ремонт, но из-за начавшегося развала страны этого не произошло. 24 июня 1991 года "Ленинград" был исключён из состава флота и разоружён. 31 декабря его команда расформирована. В ночь на 24 августа 1995 года его на буксире увели в Индию для разделки на металл.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

стандартное
нормальное
полное

11920
13470
15280
Габариты, м:

длина наибольшая
длина по ватерлинии
ширина

189,1
176,0
34,0
Осадка, м:

при нормальном водоизмещении
при полном водоизмещении

7,5
7,7
Мощность ПТУ, л.с. 2х45000
Скорость хода, уз.:

максимальная
экономическая

28,5
13,5
Дальность плавания экономическим ходом, миль 14900
Количество вертолётов, шт. 14
Экипаж, чел. 850

Литература

  1. Авианосцы СССР и России. // Техника и вооружение. - 1998. - № 5-6. - С. 10-17.
  2. Балакин С.А. Противолодочный крейсер "Москва". // Морская коллекция. - 2002. - №5.
  3. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995. // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  4. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев. / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 364-365.
  5. Линейные корабли и авианосцы. / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000. - С. 234.
  6. Литинский Д.Ю. К истории создания противолодочного крейсера пр.1123. Эскизный проект. // Тайфун. - 2001. - №8.
  7. Лубянов А. Противолодочный крейсер "Ленинград". - Севастополь, 2002.
  8. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  9. Морин А.Б. Противолодочные крейсера проекта 1123. // Судостроение. - 1995. - №11-12.
  10. Морин А.Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
Авианесущие корабли | На главную