Ан-12Б

30 ноября 1955 года вышло Постановление СМ СССР, предписывавшее ГСОКБ-473 О.К.Антонова создать сразу два самолёта: пассажирский "У" и транспортный "Т". Ведущим конструктором по транспортному самолёту, получившему обозначение Ан-12, был назначен В.Гельприн. По замыслу Антонова в конструкции самолёта использовался максимум агрегатов пассажирского Ан-10. В июле 1956 года был готов макет будующего самолёта. Первоначально планировалось установить на самолёте двигатели Н.Кузнецова НК-4. 16 декабря 1957 года прототип Ан-12 впервые поднялся в воздух. В 1958 году завод №39 в Иркутске выпустил первые 2 серийных Ан-12 с двигателями НК-4. Но затем по требованию ЦК КПУ самолёт стал выпускаться с двигателями АИ-20 конструкции ОКБ-478 А.Г.Ивченко (украинский самолёт должен выпускаться с украинскими двигателями!).

В 1958 году начались государственные испытания самолёта, которые закончились в июне 1959. В этом же году Ан-12 был принят на вооружение (первой перевооружили 12 гвардейскую военно-транспортную дивизию в Туле). По своим возможностям новый самолёт значительно превосходил Ан-8. В нём были заложены большие резервы для модернизации. Долгие годы Ан-12 был основным транспортным самолётом военно-транспортной авиации.

Самолёт Ан-12 - свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с верхним расположением крыла. Предназначен для посадочного и парашютного десантирования личного состава войск и различных военных грузов, а также для перевозки раненых и крупногабаритных народохозяйственных грузов. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ в состав десантно-транспортного оборудования входят кран-балка грузоподъёмностью 3000 кг, лебёдка ГЛ-1500, транспортёр ТГ-12М. Фюзеляж самолёта предстваляет собой полумонокок и состоит из двух гермокабин экипажа: носовой и кормовой. Кабина выполнена с частичным бронированием. В кормовой части имеется грузовой люк с тремя створками. Шасси трёхопорное, убирается в фюзеляж. В кормовой части установлены 2 пушки АМ-23 (боезапас - по 350 патронов на каждую). Первоначально грузоподъёмность Ан-12 ограничивалась 14,2 т (позже увеличена до 16 т).

В декабре 1961 года Ан-12 на лыжном шасси (совместно с Ил-18) выполнил перелёт по маршруту Москва-Антарктида-Москва. Ан-12 побывал и на Северном полюсе (посетил станцию СП-8). В июне 1965 года Ан-12 вместе Ан-22 демонстрировался на XXVI Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. В феврале 1966 года экипаж пилота Овсянникова положил начало регулярным грузовым перевозкам на только что открывшейся линии Аэрофлота Москва - Рига - Париж. В июле 1969 года открылась вторая линия: Владивосток-Амстердам. Неоднократно самолёты Ан-12 использовались для доставки гуманитарной помощи в различные части планеты (например в июле 1970 года после сильного землятресения в Перу). В 1991-1992 годах лётчиками НИИ ВВС на Ан-12 установлено 39 мировых рекордов высоты и скорости.

За годы производства самолёт неоднократно модернизировался. Всего на трёх заводах построено 1242 самолёта Ан-12 различных модификаций (155 в Иркутске, 258 в Воронеже и 830 в Ташкенте). Под обозначением Y-8 самолёт строился в Китае (скопирован без лицензии). 183 самолёта в разные годы были поставлены в Афганистан, Алжир, Болгарию, Гану, Гвинею, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Кубу, Малайзию, Польшу, Чехословакию, Эфиопию, Югославию. Некоторые самолёты Ан-12 до сих пор продолжают оставаться в строю. Используются они и в гражданской авиации различными авиакомпаниями. В 1995 году ресурс некоторых Ан-12 был продлён до 43000 часов, 16000 полётов, 40 лет эксплуатации.

Фотографии Ан-12 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-12 - базовая. На заводе №39 в 1959-1962 годах выпущено 154 самолёта.
  • Ан-12 "Танкер" - летающая водораспыливающая лаборатория для создания условий искусственного обледенения. Отличался баком для воды на 8000 л в грузовой кабине, водораспыливающим коллектором перед крылом. Переоборудован 1 самолёт в 1981 году.
  • Ан-12А - первая серийная модификация. Отличается двигателями АИ-20А, увеличенным до 16600 л запасом топлива. Взлётная масса возросла до 61 т, грузоподъёмность - до 20 т. Выпускался на заводах №64 в Воронеже (1961-1965) и №84 в Ташкенте (1961-1972). Изготовлено 155 самолётов.
  • Ан-12Б - модернизированный. Отличается усиленным центропланом, увеличенным до 19500 л запасом топлива, составом обрудования. Выпускался с 1963 года на заводах №64 и №84.
  • Ан-12Б ("изделие 93Т") - летающая лаборатория для метрологического обслуживания и проверки КЗА. Переоборудован 1 самолёт в 1972 году.
  • Ан-12Б (ЛИАТ) - лаборатория исследования авиационной техники. Предназначен для проведения работ на местах лётных происшествий. Переоборудован 1 самолёт в 1972 году.
  • Ан-12Б "Кубрик" - самолёт для исследования инфракрасного излучения надводных, наземных и воздушных целей. Изготовлен в 1969 году.
  • Ан-12Б-30 - с увеличенной грузоподъёмностью до 30 т (проект). Отличался двигателями АИ-20ДК и винтами диаметром 5,1 м. Разработан в 1963 году.
  • Ан-12Б-И - самолёт РЭБ. Отличается станцией индивидуального радиоэлектронного противодействия "Фасоль". В 1964 году построено 7 самолётов.
  • Ан-12БЗ-1, Ан-12БЗ-2 - летающие лаборатории для отработки системы дозаправки топливом в воздухе (проект). Разработан в 1969 году.
  • Ан-12БК - модернизированный. Отличается обновлённым бортовым оборудованием и двигателями АИ-20М. Ширина грузовой кабины увеличена до 3,12 м. Выпускался с 1966 года на заводе №84.
  • Ан-12БК - коммерческий. Предназначен для гражданской авиации. Отличался отсутствием оборонительного вооружения.
  • Ан-12БК-ВКП "Зебра" - воздушный командный пункт (проект). Оборудован средствами связи и 18 рабочими местами для оперативного и служебного расчёта.
  • Ан-12БК-ИС - самолёт РЭБ. На борту установлены станции "Фасоль" и "Сирень". В 1970 году изготовлено 45 самолётов. В 1974 году переоборудовано ещё 105.
  • Ан-12БКВ - бомбардировщик и постановщик мин. Мог брать на борт 12 т бомб. В 1969 году изготовлено несколько самолётов.
  • Ан-12БКК "Капсула" - самолёт-салон командующего ВТА. Оборудован герметичной кабиной-капсулой на 20 человек. В 1975 году переоборудован 1 самолёт.
  • Ан-12БКТ - заправщик самолётов фронтовой авиации. Мог одновременно заправлять на земле 2 самолёта (объём отдаваемого топлива 19500 л). Разработан в 1972 году.
  • Ан-12БКЦ "Циклон" - лаборатория для исследования метеорологических процессов. В 1979 году переоборудовано 2 Ан-12БК.
  • Ан-12БЛ - самолёт, оборудованный противолокационным ракетным комплексом Х-28. В 1970 году переоборудован 1 Ан-12Б.
  • Ан-12БМ - самолёт для исследования возможности дальней радиосвязи через спутник "Молния-1". В 1962 году переоборудован 1 Ан-12Б.
  • Ан-12БП ("изделие 51") - разведчик радиолокационного заражения атмосферы. Отличался фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием. Выпускался в 1968-1969 годах.
  • Ан-12БСМ - гражданский самолёт для перевозки контейнеров. Отличался наличием двух кран-балок и роликовых дорожек. Мог перевозить 8 поддонов ПА-2,5 или 4 ПА-5,6, 8 контейнеров УАК-2,5 или 4 УАК-5А. Разработан в 1973 году.
  • Ан-12БШ, Ан-12БКШ - самолёты для группового обучения штурманов. В грузовой кабине оборудовано 10 рабочих мест. В 1970 году переоборудовано несколько самолётов.
  • Ан-12Д - опытный самолёт с увеличенным диаметром фюзеляжа. Разработан в 1965 году. Оснащён двигателями АИ-20ДК с винтами диаметром 5,1 м. Взлётная масса увеличена до 83 т.
  • Ан-12Д УПС - с системой управления пограничным слоем (проект).
  • Ан-12ЛЛ - летающая лаборатория. В разные годы переоборудовано несколько самолётов.
  • Ан-12М - модернизированный. Отличается двигателями АИ-20ДМ мощностью 5180 л.с., винтами АВ-68ДМ. Изготовлен в 1972 году в одном экземпляре.
  • Ан-12М ЛЛ - летающая лаборатория для отработки систем катапультирования. Отличается кормовой поворотной кабиной. Изготовлен в 1975 году.
  • Ан-12П - с подпольными топливными баками. Выпускался с 1963 года. По типу Ан-12П в 1963-1989 годах дорабатывались Ан-12А и Ан-12Б (обозначены соответственно Ан-12АП и Ан-12БП). На самолётах Ан-12БП частично изменено радиооборудование.
  • Ан-12ПЛ - полярный на лыжном неубирающемся шасси. В 1961 году построено 2 самолёта.
  • Ан-12ПП, Ан-12Б-ПП, Ан-12БК-ПП, Ан-12БК-ППС - постановщики помех.
  • Ан-12ПС - поисково-спасательный. Имеет на борту спасательный катер "Ёрш" или "Гагара". Разработан в 1969 году.
  • Ан-12Р - с уведиченной до 25 т грузоподъёмностью (проект). Отличался ТРДД Д-36. Разработан в 1962 году.
  • Ан-12РУ - с 2 стартовыми ускорителями ПРД-63 (проект). Разработан в 1962 году.
  • Ан-12СН - самолёт специального назначения (проект). Предназначался для перевозки танка Т-54 на растояние 1500 км. Отличался двигателями АИ-20ДК, дополнительным ТРД РД-9, увеличенной грузовой кабиной, сокращённым составом оборудования. Разработан в 1965 году.
  • Ан-12Т - топливовоз (опытный). Предназначался для перевозки различных видов топлива. Изготовлен в 1961 году.
  • Ан-12ТП-2 - самолёт для полярной авиации. Отличается турбогенератором ТГ-16 в левом обтекателе шасси, подпольными топливными баками, средствами астронавигации и дальней радиосвязи, местами отдыха в кабине сопровождения. В сентябре 1961 года участвовал в дальнем перелёте Москва-Мирный (26423 км).
  • Ан-12У - с системой управления пограничным слоем (проект). Разработан в 1962 году.
  • Ан-12УД - самолёт увеличенной дальности. Разработан в 1960 году. Отличается двумя дополнительными топливными баками общей ёмкостью 7600 л (от бомбардировщика 3М). При этом запас топлива составил 21870 л.
  • Ан-12УД-3 - увеличенной дальности с тремя дополнительными баками в грузовой кабине.
  • Ан-40 - транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки (проект). Отличался двигателями АИ-30, дополнительными разгонными ТРД РД-36-35. Разработан в 1964 году.
  • Ан-42 - вариант Ан-40 с системой управления вектором тяги (проект).
  • Y-8 - китайский вариант Ан-12БК. В 1974-1993 годах построено 667 самолётов различных модификаций.

Лётно-технические характеристики

Ан-12 Ан-12БК
Двигатели АИ-20 АИ-20М
Взлётная мощность, л.с. 4х4000 4х4250
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

38,0146
33,1095
11,44
38.028
33,11
11,44
Площадь крыла, м2 121,73 121,73
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

31,26
51
54
35,34
-
61
Запас топлива, т 11,526 12,066
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т 16 20
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте 4500 м
на высоте 7000 м

520
653
686
520
653
686
Время набора высоты, мин.

3000 м
8000 м

4,2-5,5
13,1-18,2
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 1400 3000
Дальность максимальная без нагрузки, км 3800 6200
Практический потолок с четырьмя двигателями, м 12000 9300
Длина разбега, м

пробега, м

715-835
800-950
1230
1125
Экипаж, чел. 6 6

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 3-8.
  2. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 7-44.
  3. История конструкций самолётов в СССР 1951-1965. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 57-71.
  4. Оперативно-тактический военно-транспорный самолёт Ан-12. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 33-34.
  5. Совенко А.Ю., Заярин В.М. Ан-12: Портрет в зрелом возрасте. // Авиация и Время. - 1995. - №1. - С. 2-16.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 271-276.
  7. Якубович Н.В. Ан-12: Сорок лет в строю. // Крылья Родины. - 1997. - №3. - С. 1-5.
  8. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 52-88.
Транспортные | На главную