АМ-23

Разработка 23-мм пушки АМ-23 (заводское обозначение ТКБ-495) началась в Тульском КБ приборостроения в конце 40-х годов под руководством Н.М.Афанасьева и Н.Ф.Макарова. За основу конструкции взят крупнокалиберный пулемёт А-12,7, разработка которого велась параллельно. Первоначально проектирование велось под патрон пушки ВЯ, обладавший большей мощностью. Затем появился вариант под патрон НС-23. После проведения наземных и лётных испытаний опытных образцов пушки на авианосителях в 1951 году было принято решение использовать патрон НС-23 как более подходящий по габаритам и массе для размещения в подвижных установках самолёта. На конкурсных испытаних пушка ТКБ-495 показала лучшие результаты по сравнению с 23-мм пушками 220П и Ш-23. Серийное производство организовано на заводе №535 в Туле в 1953 году. В мае 1954 года она была принята на вооружение под обозначением АМ-23 (индекс ГРАУ 9А036).

Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из ствола. В стволе имеются два отверстия: диаметром 6,5 мм для отвода газов в цилиндр газовой камеры и 4 мм для отвода газов к газовому буферу (газовый буфер для смягчения удара и аккумулирования энергии подвижных частей на АМ-23 применён впервые). Высокая скорострельность обеспечивается применением рычажного досылателя, выталкивающего патрон из звена ленты в патронник ствола. Для уменьшения отдачи применены откатники пружинного типа. Переднее крепление пушки в установке силовое (за цапфы амортизатора), заднее - поддерживающее (за направляющие коробки). Затвор клиновый. Клин перемещается в наклоном (5° к вертикали) гнезде коробки. Перед началом стрельбы подвижные части находятся в крайнем переднем положении. Агрегат пневмоподзарядки обеспечивает движение подвижных частей как назад, так и вперёд. Боеприпасами служили патроны от НС-23 со снарядами ОФЗ, ОФЗТ, БЗТ, МЭ, ИК. С 1962 года применялись также противолокационные снаряды ДОС-15 (ПРЛ-АМ-23, 9А418) с дипольными отражателями. Для борьбы с аэростатами мог применяться фугасно-зажигательный снаряд (масса 188 г). Лента металлическая звеньевая. Питание может осуществляться с обоих сторон (изменение направления подачи осуществляется за несколько минут). Ствол пушки может снабжаться дульными насадками различных конструкций.

Серийное производство АМ-23 продолжалось более 25 лет. Всего выпущено около 11 тыс. пушек. Устанавливалась на самолётах , Ан-8, Ан-12Б, Бе-8, Бе-10, Ил-54, ранних Ил-76, Ту-16, Ту-95 (некоторых модификаций), пограничных катерах пр.125.

Модификации:

  • АМ-23 (ТКБ-495, 9А036) - базовая.
  • АМ-23Л1 - с дульной насадкой Л1. Длина ствола увеличена до 1450 мм.
  • АМ-23Л3 - с дульной насадкой Л3.

Технические характеристики

Калибр, мм 23
Габаритные размеры, мм:

длина
ширина
высота

1467 (1767)
166
175
Длина ствола, мм 1000 (1450)
Масса (без откатников), кг 43
Темп стрельбы, выст./мин. 1250-1350
Начальная скорость снаряда, м/с 690
Живучесть, выстрелов 6000

Литература

  1. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 452.
  2. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 138-141.
Вооружение | На главную