Ан-22 81 втап

В середине 50-х годов возникла потребность в транспортном самолёте, способном транспортировать технику сухопутных войск, включая танк Т-54 с боекомплектом и экипажем. В июне 1958 года ГСОКБ-473 под руководством О.К.Антонова был разработан эскизный проект самолёта Ан-20 с двумя ТВД НК-12М, способного перевозить груз массой 40 т. Но вскоре работы по Ан-20 были свёрнуты, т.к. было получено задание на разработку ещё более тяжёлого самолёта. К августу 1960 года был разработан проект самолёта ВТ-22 грузоподъёмностью 50 т с 4 ТВД НК-12МВ. В это время Министерство обороны СССР поставило перед авиапромышленностью задачу создания комплекса воздушной транспортировки межконтинентальных баллистических ракет. Т.к. параметры ВТ-22 во многом соответствовали поставленной задаче, разработку такого самолёта поручили ОКБ О.К.Антонова (13 октября 1960 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1117-465).

Работы по самолёту "изделие 100" возглавил заместитель главного конструктора А.Я.Белолипецкий. Проектирование грузовой кабины началось с анализа всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. В целях снижения крутящих моментов, возникающих при отклонении руля, от однокилевого оперения отказались в пользу двухкилевого. Для возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов применено многоколёсное шасси с пневматиками низкого давления. Специально для нового самолёта в ОКБ-120 К.И.Жданова был разработан воздушный винт АВ-90 диаметром 6,2 м, а ОКБ Н.Д.Кузнецова адаптировало под него двигатель НК-12 (применялся на Ту-95). В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии. В 1963 году началось изготовление первого прототипа, который был готов к лету 1964 года. 27 февраля 1965 года Ан-22 впервые поднялся в небо с аэродрома киевского завода №473 (лётчик-испытатель Ю.В.Курилин). В июне 1965 года самолёт был показан на авиасалоне в Ле Бурже. Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе №84 (приказ МАП №119 от 10.06.65).

Ан-22 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с двухкилевым оперением. Шасси многостоечное (передняя стойка и 6 основных). Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Крыло кессонного типа снабжено двухщелевыми закрылками и интерцепторами. Силовая установка состоит из 4 турбовинтовых двигателей НК-12МА. В хвостовой части фюзеляжа диаметром 6 м находится грузовой люк длиной 16,3 м, закрывающийся рампой и задней створкой. Грузовой отсек герметизирован. Под потолком расположены два рельса для электротельферов грузоподъёмностью 2,5 т. Предусмотрена перевозка некоторых объектов на внешней подвеске под крылом. В конструкции планера широко использованы крупногабаритные фрезерованные панели и монолитные детали, клеесварные и клееклепаные соединения, около 500 крупногабаритных штамповок (некоторые из них достигают 5 м в длину и массы 1000 кг).

Первые "Антеи" стали поступать в ВВС в январе 1969 года (ещё в 1967 году приказом Главкома ВВС в составе 229 втап в г. Иванове была сформирована 5 аэ для оснащения самолётами Ан-22). 26 марта Главком ВВС подписал приказ о формировании в Иванове 81 втап, полностью укомплектованного самолётами Ан-22 (полк расформирован в январе 1998 года). В 1972 году сформирован второй полк на Ан-22 - 566 втап с аэродромом базирования п. Сеща Брянской области. В 1975 году сформирован третий полк - 8 втап в г. Калинине.

В 1974 году Киевский механический завод (бывшее ОКБ Антонова) за создание Ан-22 награждён орденом Трудового Красного Знамени, а ведущие конструкторы В.Г.Анисенко, В.И.Кабаев, В.П.Рычик и В.Н.Шаталов стали лауреатами Ленинской премии. Через год большая группа работников КМЗ награждена орденами и медалями, а заместители главного конструктора П.В.Балабуев, А.Я.Белолипецкий и токарь В.В.Науменко стали Героями Социалистического Труда.

Прозводство самолёта в Ташкенте продолжалось до января 1976 года. За создание комплекса по производству тяжёлых самолётов в 1973 году группе работников Ташкентского АПО им. В.П.Чкалова присуждена Государственная премия. Всего изготовлено 70 самолётов разных модификаций (из них 4 - в Киеве). За время эксплуатации на Ан-22 осуществлены перевозки грузов в 89 стран мира, принимал участие в оказании военной помощи Египту и Анголе, доставлял грузы в Афганистан и Югославию. Самолёты неоднократно дорабатывались. Некоторые из них и сейчас продолжают оставаться в строю в России и на Украине. В разные годы на "Антее" был установлен 41 мировой рекорд, из них 12 - экипажем М.Л.Попович.

Фотографии Ан-22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-22 - базовый.
  • Ан-22А (Ан-122) - самолёт с увеличенной до 80 т коммерческой нагрузкой и взлётной массой 250 т (проект). Разрабатывался в 1966 году.
  • Ан-22А - доработанный. Отличался воздушными стартерами. Изготовлено 28 самолётов.
  • Ан-22ПЗ - самолёт для перевозки крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225 на внешней подвеске ("перевозчик"). В 1980-1983 годах переоборудовано 3 самолёта.
  • Ан-22ПЛО - противолодочный с ядерной силовой установкой (проект). Разрабатывался с октября 1965 года.
  • Ан-22ПС - поисково-спасательный (проект). Разрабатывался в 1967 году.
  • Ан-22Р - носитель межконтинентального авиационно-ракетного комплекса (проект). Разрабатывался в 1969-1970 годах.
  • Ан-22Ш - самолёт с расширенным за центропланом фюзеляжем до 9,6 м (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатели НК-12МА
Взлётная мощность, э.л.с. 4х15000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

64,4
57,836
12,535
Площадь крыла, м2 345
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина (по полу)
высота

33,4
4,4
4,4
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

118,727
205
225
Запас топлива, л 127600
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т 60 (80)
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
отрыва
посадочная

600
560
255
240
Дальность полёта, км

с максимальной нагрузкой
максимальная с грузом 9,5 т
перегоночная

3100
8500
11000
Практический потолок, м 8000
Длина разбега, м

пробега, м

1460
1040
Экипаж, чел. 7

Литература

  1. Андреев И. Воздушные гиганты // Техника - молодёжи. - 1977. - №10. - С. 50-51.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 9-13.
  3. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 99-101.
  4. Заярин В.М., Краснощёков А.Н. Античный герой XX века // Авиация и Время. - 1997. - №5. - С. 4-20.
  5. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 45-59.
  6. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 121-122.
  7. Оперативно-стратегический военно-транспорный самолёт Ан-22 "Антей" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 34-35.
  8. Якубович Н.В. Антей не из легенды // Крылья Родины. - 1997. - №1.
  9. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 130-150.
Транспортные | На главную