Д-36

Разработка турбореактивного двигателя с большой степенью двухконтурности Д-36 началась в ЗМКБ "Прогресс" под руководством Лотарёва в конце 60-х годов для перспективного военно-транспортного самолёта Ан-60. Для облегчения замены отдельных агрегатов непосредственно в эксплуатации двигатель выполнен по модульному принципу. В конструкции изпользовано всего 6 подшипников (межвальные подшипники исключены). Серийное производство организовано в 1977 году на Запорожском заводе "Моторостроитель". Устанавливается на самолётах Ан-72, Ан-74, Як-42, экранопланах "Вихрь-2", "Комета-2".

Д-36 выполнен по трёхвальной схеме и имеет модульную конструкцию. В конструкции широко использован титан. Двигатель состоит из одноступенчатого трансзвукового вентилятора с титановыми лопатками ротора, 6-ступенчатого компрессора низкого давления с нерегулируемым входным направляющим аппаратом, компрессора высокого давления, кольцевой камеры сгорания с 24 форсунками, одноступенчатой турбины высокого давления, одноступенчатой неохлаждаемой турбины низкого давления, трёхступенчатой турбины вентилятора. Модули двигателя: колесо вентилятора, спрямляющий аппарат вентилятора, вал вентилятора, компрессор низкого давления, коробка приводов, задняя опора, турбина вентилятора, ротор турбины низкого давления, корпус опоры турбины, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, промежуточный корпус в сборе с компрессором высокого давления. Двигатель оборудован системой реверса.

Серийное производство продолжается. Капитальный ремонт осуществляется на 695 АРЗ (г. Арамиль).

Модификации двигателя:

  • Д-36 - базовый.
  • Д-36 сер. 3А - с двумя дополнительных режимами: чрезвычайным (ЧР) и чрезвычайным промежуточным (ЧПР). Устанавливается на Ан-74-200.
  • Д-36-148 - двигатель для Ан-148.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

3470
1541
1711
Масса сухая, кг 1106
Степень двухконтурности 5,6
Расход воздуха через компрессор, кг/с 253
Степень повышения давления в компрессоре 20,2
Температура газа перед турбиной, °C 1237
Взлётная тяга, кгс 6500
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:

на взлётном режиме
на крейсерском режиме

0,358
0,649
Частота вращения ротора, об/мин. -

Литература

  1. Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
Двигатели | На главную