Проектирование ракетного комплекса П-100 (3К80) со сверхзвуковой противокорабельной ракетой 3М80 "Москит" началось в МКБ "Радуга" в 1975 году под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва. Первоначально комплекс предназначался для вооружения кораблей (эсминцев пр. 956, больших противолодочных кораблей пр. 11551, малых ракетных кораблей пр. 1239 и 12421, ракетных катеров пр. 12411 и др.). На ракете было решено применить комбинированныю систему управления с активно-пассивной ГСН, включающейся на конечном участке полёта. Прямоточный двигатель 3Д80 был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М.М.Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ "Союз" в Тураево. Система управления разрабатывался в МПО "Альтаир" под руководством С.Климова. Опытная партия изготовлена на Дубненском механическом заводе в кооперации с заводом "Прогресс" в Арсеньеве. Серийное производство организовано на заводе "Прогресс". В 1985 году за создание комплеса П-100 группа работников МКБ "Радуга" была удостоена Государственной премии. В конце 80-х годов на базе 3М80 разработана ракета авиационного базирования Х-41 "Москит" для вооружения самолётов Су-27К (Су-33) и Су-27ИБ (Су-34), оснащённых ПрНК "Морской змей". Впервые показана публике в 1992 году. Ракета 3М80 "Москит" предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов (до 20000 т) из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещённых, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва. Ракета Х-41 двухступенчатая, построена по нормальной аэродинамической схеме. Конструкция цельнометаллическая (сталь ВКЛ-3, титановые сплавы ОТ4, ОТ4-1, ВТ-5). Для радиопрозрачных частей использованы трёхслойные панели из стеклоткани СКАН-Э. Боевая часть проникающая, содержил 150 кг. взрывчатого вещества. Силовая установка состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя 3Д80 со встроенным стартовым пороховым ускорителем. Через 3-4 секунды после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. При хранении и транспортировке крылья и оперение складываются. Полёт ракеты на крейсерском участке происходит на высоте 20 м. При этом ракета может выполнять противозенитный манвр типа "змейка" с углами поворота до 60° и перегрузкой до 10 единиц. На конечном участке она снижается до высоты 7 м. Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группа катеров или корабельная ударная группа эта вероятность равна 0,99; для конвоев и десантных соединений - 0,94. Целеуказание и коррекция траектории полёта может осуществляться с самолёта Ту-95РЦ, вертолёта Ка-25Ц или спутника системы "Легенда". Ракета 3М80 корабельного базирования поставлялась на экспорт в Индию. Небольшую партию для испытаний приобрели США. С 1992 года на экспорт предлагается и авиационная Х-41. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|