Разработка среднего транспортного самолёта Ту-330 в АНТК им. А.Н.Туполева началась в 1993 году под руководством В.Близнюка. В обеспечение работ по самолёту принято Постановление Правительства РФ №369 от 23 апреля 1994 года. Самолёт был задуман как развитие пассажирского лайнера Ту-204, от которого он заимствовал крыло, кабину экипажа и ряд основных систем (унификация конструкции составляет 70%). Фюзеляж и шасси разрабатывались заново. Первоначально предпологалось создание гражданского самолёта для замены Ан-12 на грузовых линиях, но в дальнейшем появилась потребность в создании и военно-транспортного варианта. Авионика разрабатывалась НИИАО совместно с американской фирмой "Эллайд Сигнал" Проектирование было завершено к концу 1997 года и началась подготовка к производству на Казанском авиазаводе. Ту-330 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана со стреловидным крылом и стреловидным оперением. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены концевые аэродинамические поверхности. Шасси состоит из 6 полностью автономных основных и передней стоек (все стойки с 2 тормозными колёсами) и обеспечивает эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Герметизированная грузовая кабина объёмом 330 м3 снабжена грузовой рампой и оснащена встроенным комплексом транспортного оборудования, обеспечивающего погрузочно-разгрузочные работы без использования наземных средств. Боковые створки грузового люка отсутствуют. В носовой части фюзеляжа по левому борту имеется пассажирская дверь, оснащённая выдвижным трапом. Силовая установка состоит из 2 ТРДД ПС-90А, размещённых на пилонах под крылом. Предусмотрена возможность установки двигателей НК-93, а для экспортных модификаций - двигателей Роллс-Ройс RB-211 и Прэтт-Уитни PW2240. В хвостовой части фюзеляжа установлена ВСУ ТА12-60. Для эксплуатации в условиях Севера предусмотрена подача по трубопроводам тёплого воздуха к двигателям для обеспечения запуска на морозе. Система управления самолётом электродистационная с центральными ручками. Ту-330 предназначен для перевозки грузов, самоходной техники, до 306 солдат (в двухпалубном варианте компоновки салона), до 144 парашютистов, до 172 раненых на носилках. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|