Разведчик Ту-22Р разработан в ОКБ-156 А.Н.Туполева по теме "Сибирь-2" на базе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Первый прототип был переоборудован из серийного бомбардировщика. Его испытания начались 24 июля 1961 года. После пожара, возникшего из-за разрушения турбины одного из двигателей, испытания продолжили на втором прототипе, также переоборудованном из серийного Ту-22. Серийное производство началось в 1962 году на авиазаводе №22 в Казани. Принят на вооружение в декабре 1968 года. Ту-22Р предназначен для ведения радиотехнической и фоторазведки в оперативной глубине противника, а также на море в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Самолёт мог вести поиск РЛС противника при помощи аппаратуры "Ромб-4А" и "Роза", радиолокационную разведку местности с помощью РЛС "Рубин" и фотографирование изображения на экране приставкой ФАРМ. В отсеке боевой нагрузки могли устанавливаться фотоаппараты АФА-40, АФА-41, АФА-42 или ночной НАФА-МК-75. Разведчик мог использоваться для радиоэлектронной борьбы. Ту-22Р построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. В грузовом отсеке вместо разведывательного оборудования могут подвешиваться бомбы калибром до 9000 кг. На модификации Ту-22РД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус". На самолётах первых серий устанавливалась кормовая пушечная установка ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23. Позже вместо неё устанавливался контейнер со станцией постановки активных ппомех (СПС-151/152/153). Всего изготовлено 127 разведчиков Ту-22Р всех модификаций. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались. В начале 60-х годов лётчик-испытатель Герой Советского Союза Е.А.Климов совершил полёт на Ту-22РД через Северный полюс с двумя дозаправками продолжительностью 9 ч. 48 мин. В конце 60-х годов часть самолётов была переоборудована в бомбардировщики Ту-22Б для поставок Ираку и Ливии. После распада СССР 30 разведчиков Ту-22РД достались Украине. Фотографии Ту-22 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|