Во второй половине 70-х годов в учебных подразделениях ВВС и аэроклубах ДОСААФ началось массовое списание вертолётов Ми-1. Замена их более тяжёлыми Ми-2 оказалась экономически невыгодной. Кроме того, Ми-2 не давал отечественным спортсменам преимуществ при выполнении высшего пилотажа. В связи с этим тогдашний руководитель ДОСААФ маршал авиации А.И.Покрышкин в 1979 году лично обратился к главному конструктору ММЗ им. М.Л.Миля М.Н.Тищенко с посьбой возобновить работы по лёгкому вертолёту. Разработка лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-34 ("изделие 300") началась в 1980 году. В качестве силовой установки был выбран поршневой двигатель М-14, который применялся на спортивных самолётах, много лет эксплуатировавшихся в ДОСААФ. Совместно сл специалистами ЦАГИ на стенде были проведены исследования устойчивости, управляемости и маневренности, проведены продувки модели в аэродинамической трубе. В 1981 году по требованию военных параллельно началась разработка варианта Ми-34М с перспективным газотурбинным двигателем. Перспективы создания такого двигателя были неопределёнными и в 1982 году командование ВВС решило поддержать разработку вертолёта с поршневым двигателем. Эскизное проектирование вертолёта началось в 1982 году под руководством Н.А.Назарова и А.В.Федотова. Общее руководство осуществлял М.Н.Тищенко. Так как приоретет в это время отдавался разработке Ми-28 и модернизации Ми-8 и Ми-24, проектирование Ми-34 затянулось. Много усилий потребовало решение таких технических задач, как компоновка кабины, размещение двигателя, создание бесшарнирных несущего и рулевого винтов, стеклопластиковых лопастей, полозкового шасси. Для отработки систем вертолёта было построено 45 стендов. 10 февраля 1984 года Комиссия Президиума Верховного Совета СССР приняла решение о создании лёгкого вертолёта Ми-34, после чего работы активизировались. В конце октября был утверждён макет вертолёта. К этому же времени было завершено и рабочее проектирование. В 1985 году на опытном производстве МВЗ был изготовлен прототип для статиспытаний. Изготовление лётного прототипа завершено в июне 1986 года. 17 ноября 1986 года лётчик-испытатель Б.В.Савинов выполнил на нём первое висение, а 26 декабря - полёт по полному профилю. В 1987 году к испытаниям присоединился второй лётный прототип. В том же году ресурсный образец был продемонстрирован публике на авиасалоне в Ле-Бурже. По результатам этапа "А" испытаний конструкция была доработана. В декабре 1988 года в ГК НИИ ВВС начался этап "Б" совместных испытаний. Их результаты потребовали новых доработок, которые были произведены в 1989-1991 годах. Распад СССР и экономический кризис затянул доводку вертолёта. Государственные испытания были возобновлены только в конце 1992 года и продолжались до 1996 года. Для организации производства Ми-34 было организовано АО "Лёгкие вертолёты Ми". Само производство организовано на заводе "Прогресс" в Арсеньеве. 4 ноября 1993 года поднялся в воздух первый серийный Ми-34. Ми-34 построен по классической одновинтовой схеме с четырёхлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Фюзеляж цельнометаллический (алюминиевые сплавы, ограниченно сталь и титановые сплавы) типа полумонокок. В обшивке использованы стеклопластиковые панели. Лопасти несущего винта изготовлены из композиционных материалов. Лонжерон лопасти выполнен путём спиральной намотки однонаправленных стеклолент. Фонарь кабины имеет большую площадь остекления. Доступ в кабину осуществляется через 4 боковые двери. Все двери оборудованы механизмами аварийного сброса. Шасси лыжное, неубирающееся. На нижнем конце хвостового оперения имеется предохранительная опора. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14В26В со встроенным редуктором, установленного за пассажирской кабиной. Предусмотрена установка газотурбинного двигателя (Аллисон либо отечественного) или 2 роторно-поршневых двигателей ВАЗ-426Запуск двигателя пневматический. Запас топлива размещён в 2 мягких топливных баках, расположенных под полом кабины. Для обеспечения выполнения фигур высшего пилотажа топливная система имеет камеры отрицательных перегрузок. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет выплнять полёты днём и ночью в простых метеоусловиях. Ми-34 предназначен для выполнения тренировочных полётов курсантов учебных центров и аэроклубов, выполнения фигур высшего пилотажа с троекратной перегрузкой пилотами-спортсменами, перевозки пассажиров и коммерческого груза. На вертолёте возможно выполнение упражнениий по программе международных соревнований, включая полёты на точность пилотирования и навигации, вертолётный слалом. В августе 1988 года Б.В.Савинов впервые на отечественном вертолёте выполнил "мёртвую" петлю и "бочку". Производство было остановлено в 2002 году, возобновлено в 2009 году. В 2012 году программа закрыта. Всего изготовлено 28 вертолётов Ми-34 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Боснию и Герцеговину (1 вертолёт), Казахстан (2), Нигерию (9). Ми-34С в качестве учебного применяется в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации. Велась разработка сельскохозяйственного автомобильно-вертолётного комплекса с использованием Ми-34. Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|