10 июня 1950 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-301 С.А.Лавочкина создание самолёта-мишени "изделие 201". Прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-900 разраратывался в ОКБ-670 МАП под руководством М.М.Бондарюка. В 1951 году были изготовлены первые опытные образцы. В 1952 году на заводе в Оренбурге (ныне ПО "Стрела") началось серийное производство Ла-17. С 1958 года начал выпускаться модернизированный самолёт Ла-17М ("изделие 203") с турбореактивным двигателем РД-9К (выработавшие ресурс РД-9Б от истребителя МиГ-19). На его базе в 1958-1959 годах был разработан беспилотный разведчик Ла-17Р (ТБР-1, "изделие 204"). Его испытания прошли на полигоне НИИ ВВС в Ахтубинске. Производство освоено в 1962 году на заводе в Смоленске. В том же году принят на воружение. После переориентации ОКБ-301 на ракетно-космическую тематику дальнейшая разработка Ла-17 была передана казанскому КБ СА. Конструкция самолёта разрабатывалась исходя из принципа максимальной простоты. Ла-17Р представляет собой свободнонесущий моноплан с прямым центрально расположенным крылом. Стабилизаторы и киль - прямоугольные. Фюзеляж круглого сечения, состоит из трёх сварных частей. В передней части находился отсек для оборудования управления. Центральная часть представляет собой бак-корпус с топливом, в торцы которого встроены шарообразные воздушные баллоны. В хвостовом отсеке распологалось электрооборудование, радиооборудование и автопилот АП-118 (позже АП-122). Двигатель РД-9К расположен под фюзеляжем в подвесной мотогондоле. Под крылом по бокам фюзеляжа могли устанавливаться 2 стартовых пороховых ускорителя. Для обеспечения электропитания в носовой части установлен ветродвигатель. Разведывательное оборудование состояло из фотоаппаратов АФА-40, АФА-20, БАФ-21 или АЩФА-5М, телекамеры "Чибис", аппаратуры радиоэлектронной разведки "Сигма". Запуск разведчика производился с буксируемой стартовой установки СУТР-1 (разработана на базе лафета зенитного орудия) или транспортно-пусковой установки САТР-1 на шасси автомобиля ЗиЛ-134К. Для того, чтобы Ла-17Р при перевозке вписывался в габариты автомобиля, крылья и оперение выполнены складными. Старт осуществляется при помощи твердотопливных ускорителей. Управление стартом осуществлялось из кабины автомобиля. В полёте самолёт управлялся автопилом согласно заложенной программе. На завершающем этапе полёта двигатель выключался. Для облегчения визуального контроля за посадкой в процессе снижения работал пиротехнический трассер (устанавливался на левой консоли крыла). Самолёт приземлялся на мотогондолу, так как повторное применение не предусматривалось. После модернизации была установлена парашютная система спасения. Производство Ла-17Р продолжалось до 1965 года. На вооружении разведчик официально стоял до 1970 года, но отдельные экземпляры эксплуатировались до начала 80- годов. Последняя модификация мишени - Ла-17ММ с двигателем Р-11К-300 (от МиГ-21) - серийно выпускалась в Оренбурге до 1993 года. Ла-17РМ (УР-1) посталялся на экспорт в Сирию. Копия Ла-17М выпускалась в Китае под обозначением СК-1. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|