Як-152

Учебно-тренировочный самолёт Як-56 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева (ныне Инженерный центр корпорации "Иркут") на базе Як-54. Позже проект получил обозначение Як-54М, а с декабря 2000 года - Як-152. Для сокращения сроков проектирования широко использованы узлы и агрегаты Як-54 (силовая установка, хвостовая чать фюзеляжа, оперение, самолётные системы). Стойки шасси заимствованы от Як-52. Серийное производство предполагалось на Арсеньевском заводе "Прогресс". В 2008 году проект участвовал в конкурсе на УТС первоначального обучения, но победителем тогда был определён Су-49. В 2010 году в Китае совершил первый полёт УТС L-7, разработанный совместно с ОКБ Яковлева на базе Як-152.

В 2013 году самолётом Як-152 заинтересовалось Министерство обороны РФ. В ноябре началась доработка проекта под требования ВВС в рамках ОКР "Птичка-ВВС". Летом 2014 года на Иркутский авиазавод стала поступать конструкторская документация. Началось изготовление 4 прототипов. Сборка первого прототипа завершена 27 августа 2016 года. Впервые он поднялся в воздух 29 сентября 2016 года (лётчик-испытатель В.Севастьянов).

Як-152 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Контрукция цельнометаллическая, рули и элероны из углепластика. Крыло прямое неразъёмное однолонжеронное. Профиль крыла двояковыпуклый ассимметричный. Механизация крыла состоит из элеронов и выдвижных закрылков. На задней кромке элеронов имеются пластинчатые неуправляемые триммеры. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 12-цилиндрового дизеля RED A05, работающего на авиационном керосине, с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага MTV-9. Предусмотрена возможность установки поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14Х или французского 6-цилндрового дизеля SR460. Кабина экипажа оборудована двойным управлением и катапультной системой СКС-94М2. Экипаж располагается в кабина тандемно: спереди курсант, сзади - инструктор. Вся полётная информация выводится на 4 жидкокристаллических индикатора TDS-84.

Як-152 предназначен для первоначально обучения лётчиков и профессионального отбора на ранней стадии подготовки. Самолёт позволяет получить навыки взлёта и посадки, самолёта вождения по маршруту с полётами в зону, выполнения фигур высшего пилотажа, полёта по приборам, групповой слётанности, вывода из штопора. Освоение Як-152 позволяет обучаемому легко перейти к самолёту Як-130. Конструкция шасси позволяет эксплуатацию самолёта с грунтовых аэродромов.

Лётно-технические характеристики

Двигатель RED A05
Взлётная мощность, л.с. 350
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

8,82
7,22
2,47
Площадь крыла, м2 13,0
Масса, кг

пустого
взлётная нормальная

1045
1320
Запас топлива, кг 200
Скорость, км/ч

максимальная
горизонтального полёта
сваливания
посадочная

500
380
100
145
Скороподъёмность у земли, м/с 8
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

5
3
Дальность полёта максимальная, км 1400
Практический потолок, м 4000
Длина разбега, м

пробега, м

175
360
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Докучаев В. Самолёт первоначального обучения Як-152 // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 5.
  2. Фомин А. Як-152: новая "учебная парта" для курсантов ВВС // Взлёт. - 2014. - №11. - С. 10-13.
Спортивные | На главную