Як-130Д

В начале 1991 года ВВС СССР объявили конкурс на создание единого учебно-тренировочного самолёта. ОКБ им. А.С.Яковлева представило на конкурс проект самолёта Як-130. В разработке пректа с 1993 года активно участвовала итальянская фирма "Аэромакки". Прототип впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года (лётчик-испытатель А.А.Синицын). В феврале 2003 года на Нижегородском авиационном заводе "Сокол" началось изготовление 4 лётных прототипов, на которых проводились государственные испытания. В ноябре 2007 года подписано предварительное заключение по первому этапу государственных испытаний и самолёт рекомендован в серию. Государственные испытания завершены в декабре 2009 года. На Иркутском авиазаводе предполагалось выпускать экспортный вариант, но в 2011 году производство полностью передано в Иркутск (сборка велась с 2008 года). Хвостовое оперение зготавливается в Улан-Удэ.

Согласно концепции, разработанной в ОКБ, первоначальная подготовка пилота производится на самолётах Як-54 или Як-56. Як-130 предназначен для основной и повышающей подготовки.

При проектировании самолёта рассматривались различные аэродинамические схемы. Исходя из необходимости совершать полёты на режимах, свойственных маневренным истребителям четвёртого и пятого поколений, было создано крыло умеренной стреловидности в сочетании с наплывом, обеспечивающее выход на углы атаки до 35°. Для увеличения аэродинамического качества в условиях крейсерского полёта законцовки крыла снабжены концевыми крылышками, снижающими индуктивное сопротивление. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик крыло имеет автоматически отклоняемые носки и трёхпозиционные закрылки типа "Фаулер". Для увеличения манёвренности стабилизатор выполнен цельноповоротным. Система управления трёхканальная электродистанционная, с четырёхкратным резервированием. В конструкции планера широ используются композиционные материалы, в основном углепластики.

В качестве силовой установки используются два двигателя РД-35 (DV-2) совместной разработки заводов им. Климова и словацкого "Поважске Строярне" (ресурс 6000 часов). Предусмотрена установка двигателей АИ-222. Для повышения автономности базирования применена бортовая вспомогательная силовая установка. Автоматизированная система диагностики и контроля позволяет снизить время технического обслуживания самолёта до минимума.

Компоновка приборных досок и пультов управления Як-130 близка к исребителям 4 и 5 поколений. Основной акцент сделан на выполнение тренировочных задач в интерактивном режиме с имитацией применения оружия в условиях движения целей, изменения помеховой установки и возможности анализа и разбора ошибок непосредственно в полёте и воспроизведения полёта на наземном тренажёре АЕМ-130.

На начало 2014 года изготовлено 64 самолёта, в т.ч. 13 на заводе "Сокол". Поставлялся на экспорт в Алжир (16 самолётов). Планировалось также лицензионное производство в Бразилии и на Украине (на заводе "Одессаавиаремсервис").

Модификации самолёта:

  • Як-130Д - прототип (демонстрационный). Отличается двигателями DV-2, упрощённым составом оборудования. Изготовлен на заводе "Сокол". Первый полёт 25 апреля 1996 года.
  • Як-130 - серийный. Отличается удлинённым фюзеляжем, двигателями РД-35. Первый полёт 30 апреля 2004 года.
  • Як-130К - палубный (проект).
  • Як-131 - лёгкий штурмовик (проект).
  • L-15 - китайский сверхзвуковой учебный самолёт. Первый полёт 13 марьа 2006 года. Выпускается серийно с 2010 года.
  • M-346 - итальянский вариант Як-130. Отличается конструкцией фюзеляжа, двигателями АИ-222-25Ф с форсажной камерой. Первый полёт 14 июля 2004 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-222-25
Взлётная тяга, кгс 2х2500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,84
11,49
4,76
Площадь крыла, м2 -
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

4600
7230
10290
Запас топлива, кг 1650
Максимальная внешняя нагрузка, кг 3000
Максимальная яговооружённость 0,7-0,8
Скорость, км/ч:

взлётная
посадочная
максимальная

200-210
180-195
1050
Практический потолок, м 12500
Дальность полёта максимальная, км 2130
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

8
3
Длина разбега, м

пробега, м

380
670
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бабошин В. Конкурс без победителя? // Авиамастер. - 1998. - №5-6. - С. 50-57.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 207-211.
  3. Долженков Н. Як-130 // Самолёты мира. - 1996. - №1. - С. 4-6.
  4. Долженков Н. Як-130 - наставник пилота // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 12-13.
  5. Никольский М. Як-130: полёт на земле // Авиация и космонавтика. - 2003. - №10. - С. 1-3.
  6. Попович К. Учебно-тренировочный комплекс УТК-Як: О перспективах учебно-боевого Як-130. // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 2-4.
  7. Самолёт для Российских ВВС // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 32.
  8. Сорокин А. Летать научит УТК-Як // Крылья Родины. - 1993. - №5. - С. 11-12.
  9. Учебно-боевой самолёт Як-130 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 30-31.
  10. Экспонаты ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 9-10.
Спортивные | На главную