Як-141

В ноябре 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработка сверхзвукового самолёта вертикального взлёта для замены Як-38. В 1978 году ОКБ А.С.Яковлева приступило к проектированию истребителя-перехватчика Як-41 и учебного Як-41УТ. Новый самолёт предназначался для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе. Им предполагалось оснастить авианесущие корабли "Новороссийск", "Баку" и "Тбилиси". Ведущим конструктором по самолёту был назначен Г.А.Матвеев. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор А.С.Яковлев.

Эскизный проект и макет самолёта с единым подъёмно-маршевым двигателем был представлен комиссии весной 1979 года. Комиссией было предложено расширить состав вооружения и применить комбинированную силовую установку (1 подъёмно-маршевый и 2 подъёмных двигателя). В новом варианте проект и макет Як-41 был готов осенью 1980 года. Одновременно начались теоретические исследования по повышению боевой нагрузки и времени барражирования, которые завершились в 1983 году. Но из-за неготовности двигателя Р-79В-300 начало испытаний перенесли на 1985 год.

Весной 1986 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании многоцелевого самолёта Як-41М с использованием задела Як-41. К этому времени появились новые системы вооружения, позволявшие расширить возможности боевого применения самолёта. Рабочее проектирование велось под руководством главного конструктора В.Н.Павлова. Общее руквоводство осуществляли генеральный конструктор А.Н.Дондуков и его заместитель В.Г.Дмитриев. Для сокращения сроков проектирования было решено использовать оборудование истребителя МиГ-29.

Было построено 4 прототипа (2 для лётных испытаний, 1 для статических и 1 для отработки силовой установки). Первый полёт Як-41М по-самолётному состоялся 9 марта 1987 года (лётчик-испытатель А.А.Синицын), вертикальный взлёт - 13 июня 1990 года. Летом 1991 года самолёт по инициативе Дондукова получил новое обозначение - Як-141. Осенью испытания продолжились в Североморске. 21 сентября 1991 года Синицын впервые посадил Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Горшков" (бывший "Баку"). После аварии одного из прототипов 5 октября лётные испытания прекратили. Самолёт впервые продемонстрирован широкой публике на аэрокосмическом салоне в Фарнборо в сентябре 1992 года, а в 1995 году он был показан на авиасалоне в Жуковском.

Як-141 может взлетать непосредственно из укрытия без выруливания на ВПП, эксплуатироваться с повреждённых аэродромов, автодорог и кораблей, не имеющих развитой полётной палубы, использоваться для перехвата воздушных целей на угрожаемом направлении вне зависимости от наличия там сети аэродромов.

Самолёт представляет собой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с двухкилевым оперением, крепящимся к двум консольным балкам. Крыло трапециевидное с малым удлинением (угол стреловидности по передней кромке 30°). При корабельном базировании крыло складывается (размах в сложенном положении 5,9 м). Конструкция планёра выполнена из коррозионностойких алюминиево-литиевых сплавов и на 26% из композиционных материалов. Кабина лётчика находится в передней части фюзеляжа и снабжена катапультным креслом К-36ЛВ. Силовая установка состоит из подъёмно-маршевого двигателя (ПМД) Р-79-300 и двух подъёмных двигателей (ПД) РД-41 (расположены за кабиной пилота). Прямоугольные регулируемые воздухозаборники на боковой поверхности имеют 4 клапана дополнительной подпитки воздухом подъёмно-маршевого двигателя при его работе на земле. Для поворота сопла ПМД в задней части фюзеляжа имеется складывающаяся створка. В режиме вертикального взлёта сопло ПМД отклоняется на 95°, при коротком взлёте - на 62°.

Управление по курсу и крену на режимах висения, взлёта и посадки осуществляется струйными рулями, которые установлены на законцовках руля и носовой части самолёта. Управление по тангажу происходит за счёт изменения соотношения тяг ПД и ПМД. Пилотажно-навигационный комплекс самолёта позволяет выполнять полёты в любое время сутоп при любой погоде на всех географичских широтах.

Вооружение самолёта включат 30-мм пушку ГШ-301, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы, контейнеры КМГУ-2 с малогабаритными боеприпасами. Предусмотрено применение и специального морского оружия: ракет Х-25Р, Х-25Т. Х-31А, Х-31П, Х-35.

В апреле 1991 года на Як-141 лётчик А.А.Синицын достиг скорости 1,8М и установил 12 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта для СВВП.

Серийное производство Як-141 предполагалось на Саратовском авиазоводе. Но в 1991 году был снят с вооружения Як-38, после чего три корабля пр. 1143 пустили на слом, а "Адмирал Горшков" был продан в Индию. В результате кораблей для базирования Як-141 в Российском флоте не осталось. В конце 1991 года финансирование подготовки производства прекратилось. Работы некоторое время продолжались за счёт средств ОКБ. Иностранного инвестора найти так и не удалось. В настоящее время прототип Як-141 является экспонатом музея ВВС в Монино.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-79-300,
2хРД-41
Взлётная тяга, кгс 15500+
2х4100
Габариты, м:

размах крыла в развёрнутом (сложенном) положении
длина
высота

10,1 (5,9)
18,3
5,0
Площадь крыла, м2 31,7
Масса, кг:

пустого
взлётная при вертикальном взлёте
взлётная при коротком разбеге

11650
15800
19500
Запас топлива, кг 4400
Боевая нагрузка, кг:

при вертикальном взлёте
при коротком разбеге

1000
2600
Скорость максимальная, км/ч

у земли
на высоте 11000 м

1250
1800
Скороподъёмность максимальная, м/с 200
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Радиус действия с нагрузкой 1000 кг, км:

при вертикальном взлёте
при коротком разбеге

340
850
Практическая дальность полёта, км:

при вертикальном взлёте
при коротком разбеге

1400
2100
Время барражирования, ч. 1,5
Практический потолок, м 15000
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Берне Л.П. Як-141 - сверхзвуковая "вертикалка" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 4-6.
  2. Взлёт или посадка? // Авиационное обозрение. - 1993. - Вып. 3. - С. 2-3.
  3. Колногоров В. Последний самолёт Советского Союза // Авиамастер. - 2003. - №7. - С. 2-12.
  4. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 156-158.
  5. Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
  6. Ружицкий Е.И. Европейские самолёты вертикального взлёта. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 203-217.
  7. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 61-64.
  8. Сенсация из Ле Бурже // Крылья Родины. - 1991. - №9. - С. 1.
  9. Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 153-156.
  10. Якубович Н.В. С трамплина - в небо // Моделист-конструктор. - 2005. - №2. - С. 31-34.
Морская авиация | На главную

Hosted by uCoz