В послевоенный период стало ясно, что наиболее уязвимой частью боевой авиации являются аэродромы, особенно ВПП. С целью радикального решения проблемы в 50-х годах в раде стран, в том числе и в СССР, начались работы по созданию самолётов вертикального взлёта. В 1962 году в ОКБ-115 А.С.Яковлева был разработан экспериментальный самолёт вертикального взлёта Як-36. Яковлев вышел в правительство с предложением построить серию из 10-12 самолётов для отработки корабельного базирования. Но силовая установка Як-36 оказалась слишком слабой, чтобы поднять в воздух какое-либо вооружение. Требовалась разработка нового самолёта. Предварительное проектирование боевого СВВП началось летом 1967 года в инициативной группе под руководством главного конструктора С.Г.Мордовина. Осенью к этой работе подключился ведущий инженер В.Н.Павлов (впоследствии стал главным конструктором СВВП в ОКБ Яковлева). В результате были разработаны общий вид, компоновка и идеология основных систем. 27 декабря 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1166-413 о создании лёгкого штурмовика ВВП Як-36М. 25 января 1969 года Главком ВВС К.А.Вершинин утвердил ТТТ к самолёту. Эти ТТТ были также согласованы с командующим авиацией ВМФ. В сентябре 1968 года ОКБ приступило к эскизному проектированию и постройке макета. Результаты были представлены макетной комиссии в начале марта 1970 года. Для отработки различных систем был построен ряд стендов. Прицельно-навигационный комплекс отрабатывался на самолёте Як-28У. 15 апреля была завершена пастройка первого прототипа Як-36М. 22 сентября 1970 года он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель В.Г.Мухин). Заводские испытания на 4 прототипах продолжались до апреля 1972 года. После этого второй, третий и четвёртый прототипы были перегнаны в Ахтубинск, где начались Государственные совместные лётные испытания. 18 ноября 1972 года лётчик-испытатель М.С.Дексбах на втором прототипе впервые совершил посадку на палубу корабля (противолодочный крейсер "Москва"). Государственный испытания продолжались до октября 1975 года. В 1973 году началась подготовка к серийному производству на Саратовском авиазаводе. В 1974 году были собраны первые 3 серийных самолёта. Первый из них был передан в испытательный центр в Ахтубинске, второй - в центр пилотов морской авиации в Саках, третий - в ЛИИ. 11 августа 1977 года самолёт принят на вооружение ВМФ под обозначением Як-38. Як-38 построен по аэродинамический схеме среднеплана. Конструкция цельнометаллическая (коррозионностойкий сплав 01420). Фюзеляж типа стрингерный полумонокок овального сечения. Крыло двухлонжеронное, трапецевидное в плане (стреловидность по передней кромке 45°), малого удлинения, складывающееся на стоянке. Механизация крыла состоит из элеронв и выдвижных закрылков. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирается в фюзеляж. Силовая установка состоит из подъёмно-маршевого двигателя Р-27В-300 (на Як-38М - Р-28-300) и 2 подъёмных РД-36-35ФВР (на прототипах РД-36-35ФВ, на Як-38М - РД-38). Подъёмно-маршевый двигатель расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые однорежимные воздухозаборники с отделением пограничного слоя и нерегулируемым соплом с 2 поворотными насадками. Подъёмные двигатели расположены один за другим в передней части фюзеляжа. Их воздухозаборники и реактивные сопла закрываются управляемыми створками. Для предотвращения попадания горячих газов в воздухозаборники сверху и снизу фюзеляжа установлены отражательные рёбра. Запас топлива расположен в 2 внутренних кессон-баках. На Як-38М предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 500 л. Кабина лётчика оснащена системой принудительного катапультирования СК-3М (аналогов в мире не имеет) с креслом К-36ВМ (на самолётах первых выпусков КЯ-1М). Пилотажно-навигационное оборудование рбеспечивает выполнение боевых задач днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В состав вооружения входят: УР типа Р-60 (Р-60М) и Х-23 (Х-23МР), блоки УБ-32А, УБ-32М, УБ-16-57УМП с ракетами С-5, Б-8М1 с ракетами С-8, неуправляемые ракеты С-24Б, свободнопадающие авиабомбы калибром до 250 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки, пушечные контейнеры УПК-23-250. Всего в 1974-1989 годах изготовлен 231 самолёт Як-38 различных модификаций. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку"). В случае необходимости для базирования могли использоваться сухогрузы и контейнеровозы со специально оборудованной площадкой 20x20 м на палубе (испытания проходили в сентябре 1984 года на борту контейнеровоза "Агостиньо Нетто"). Разрабатывался вариант базирования на специальном автомобильном прицепе. Несмотря на свои ограниченные возможности, Як-38 дал богатый опыт практической эксплуатации самолёта на корабле. Весной 1980 года 4 Як-38 в рамках операции "Ромб" принимали участие в боевых действиях в Афганистане (произведено 107 боевых вылетов). В 1991 году Як-38 вывели в резерв, а на следующий год сняли с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения. Вслед за этим три корабля пр. 1143 пустили на слом, а "Адмирал Горшков" (бывший "Баку") был продан в Индию. В настоящее время Як-38 экспонируется в музее ОКБ им. Яковлева, музее ВВС в Монино, Киевского музея авиации, третий прототип является учебным пособием ВВИА им. Н.Е.Жуковского, четвёртый прототип - МАИ. Прототип "спарки" установлен в качестве памятника в Саках. Фотографии Як-38 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|