ТАВКР ''Адмирал Кузнецов''

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Рига" началась в Невском проектно-конструкторском бюро в ноябре 1977 года под руководством главного конструктора О.П.Ефимова (летом 1979 года его сменил А.Б.Морин, в декабре 1979 года - В.Ф.Аникеев, в 1986 году - П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). По сути это был новый корабль. При его создании широко использован опыт разработки авианосцев проектов 1153 и 1160. Первоначально предполагалось установить на нём паровую катапульту, но позже проект был переработан под трамплин. Разработка эскизного проекта (10 вариантов) завершилась 23 июля 1980 года. После множества согласований и внесения изменений проект был окончательно утверждён 7 мая 1982 года.

Впервые на отечественном корабле установлены аэрофинишёры, оптическая система посадки "Луна" и боковые самолётоподъёмники. Одновременно с разработкой корабля шла доводка палубных самолётов, для чего в Крыму на аэродроме Ново-Фёдоровка (г. Саки) построен полигон со стальным лётным полем в виде корабельной палубы НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации).

1 сентября 1982 года ТАКР "Рига" (заводской №105) заложен на на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве и 26 июля зачислен в списки кораблей ВМФ. 26 ноября 1982 года переименован в "Леонид Брежнев". Спущен на воду 6 декабря 1985 года. 11 августа 1987 года переименован в "Тбилиси", 4 октября 1990 года - в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Вступил в строй 25 декабря 1990 года и 20 января 1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного флота. При этом доводочные работы продолжались до 6 мая 1991 года.

ТАКР "Адмирал Кузнецов" от предшественников отличает увеличенная полётная палуба и наличие трамплина (угол схода 14°) в носовой части. Корпус высокобортный, изготовлен из стали по продольной системе набора. Дно двойное по всей длине. Корпус имеет 9 палуб. Надстройка ("остров") смещена к правому борту. В кормовой части корпуса размещена оптическая система посадки "Луна-3". Энергетическая установка аналогична ТАВКР "Адмирал Горшков", но отличается увеличенным запасом топлива. На борту могут базироваться 26 самолётов (Су-33 и МиГ-29К) и 24 вертолёта (18 Ка-27 и Ка-29, 2 Ка-27ПС, 4 Ка-31) (по состоянию на март 1996 года на борту имелось 15 Су-33, 1 Су-25УТГ, 11 Ка-27, 1 Ка-31). Для размещения авиатехники под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2 м). Для перемещения ЛА по ангару используется полуавтоматическая система цепной транспортировки (тягачи применяются только для подачи ЛА на платфлормы лифтов). В целях противопожарной безопасности ангар может разделяеться огнестойкими складными шторами на 4 отсека. Топливные цистерны и погреба боезапаса имеют коробчатую броневую защиту. Противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из 3 продольных переборок (вторая - многослойная бронированная). Спасательные средства включали в себя большой корабельный командирский катер пр. 1404, 2 рабочих катера пр. 1402Б, 2 шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 плотиков ПСН-10М в контейнерах.

Вооружение корабля состоит из 12 пусковых установок 4К80 ПКРК "Гранит", 4 шестиствольных пусковых установок ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), 8 пусковых установок "Кортик" (256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2 установок РБУ-12000 "Удав". В состав радиоэлектронного оборудования входят: БИУС "Лесоруб", многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трёхкоординатная РЛС "Фрегат-МА", РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат", навигационный комплекс "Бейсур", комплекс связи "Буран-2", РЛС управления полётами "Резистор", средства РЭБ "Созвездие-БР", ГАС "Звезда-М1" и др. (всего 58 наименований).

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу "Тбилиси" совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск.

Корабль был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево. Строевые лётчики 279 иап под командованием Героя РФ Т.А.Апакидзе освоили полёты с палубы в 1994 году. 23 декабря 1995 - 22 марта 1996 года "Адмирал Кузнецов" совершил поход в Средиземное море с 15 самолётами и 11 вертолётами на борту. Всего пройдено 14156 миль, выполнено 524 полёта самолётами и 996 вертолётами. Во время похода нанесены визиты в Тартус (Сирия, 29.01—02.02.1996) и Ла-Валетту (Мальта, 17—18.02.1996). После возвращения прошёл плановый ремонт на СРЗ-35 в Росте. С августа 1998 года обеспечивал боевую подготовку палубной авиации. В октябре 1999 года обеспечивал лётные испытания самолёта Су-27КУБ. Осенью 2000 года вновь прошёл ремонт на СРЗ-35. 27 сентября - 24 октября 2004 года участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике. За время службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В.С.Ярыгин, контр-адмирал А.В.Челпанов, капитан 1 ранга А.В.Турилин, капитан 1 ранга А.П.Шевченко.

Биографическая справка

Н.Г.Кузнецов Кузнецов Николай Герасимович (24.07.1904 - 06.12.1974) - советский флотоводец, Герой Советского Союза (1945), Адмирал Флота Советского Союза (1955). Родился в деревне Медведки ныне Котласского района Архангельской области. На флоте с 1919 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1926 году и ВМА в 1932 году. Участник Гражданской войны. Был матросом Северо-Двинской военной флотилии. С 1926 года служил на кораблях Морских сил Чёрного моря. С 1932 года был помощником командира, а с 1934 - командиром крейсера "Червона Украина" (ЧФ). С 1936 года военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании, руководил советскими моряками-добровольцами, участвовавшими в национально-революционной войне испанского народа. С 1937 года был зам. командующего ТОФ. В 1939-1946 годах нарком ВМФ СССР, главком ВМФ. Участвовал в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании (1945). С 1947 года начальник Управления ВМУЗ, с июня 1948 года зам. главкома войсками Дальнего Востока по ВМС, с февраля 1950 командующий ТОФ. В 1951-1953 годах военно-морской министр, в 1953-1956 - первый зам. министра обороны СССР - главком ВМФ. В 1956 году понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку. Восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза в 1988 году (посмертно). Был членом ЦК ВКП(б) в 1939-1955 годах. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1, 2 и 4 созывов.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

полное
стандартное

70500
55000
Габариты, м:

длина
ширина по КВЛ
осадка

304,5
38,0
10,5
Ширина полётной палубы, м 75,0
Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
Скорость хода, уз.:

максимальная
экономическая

32,0
18,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль 8000
Количество самолётов, шт. 26
Количество вертолётов, шт. 24
Запас авиационного топлива, т 2500
Экипаж, чел.
в том числе офицеров
1980
520

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 342-344.
  3. Боечин И. Первый российский // Техника - молодёжи. - 2004. - №6. - С. 40-41.
  4. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7.
  5. Мельников С. Су-33 на палубе авианосца // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 15.
  6. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  7. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  8. Морин А.Б. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" // Гангут. - №11.
  9. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
  10. Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 109-114.
Авианесущие корабли | На главную