ТВ3-117ВМА

Разработка турбовального двигателя ТВ3-117 для вертолёта Ми-24 началась в ОКБ им. В.Я.Климова под руководством С.П.Изотова в 1965 году. Впервые в отечественном двигателестроении было решено применить на двигателе титановый ротор компрессора, сваренный из отдельных дисков элетронно-лучевой сваркой, рабочие и направляющие лопатки компрессора из титанового сплава, полученные методом холодной вальцовки, малогабаритные контактные графитовые уплотнения масляных полостей. По сравнению с ТВ2-117 новый двигатель получился мощнее на 30% при меньших габаритах и массе. В 1972 году он прошёл государственные испытания. В этом же году началось его серийное производство на Запорожском заводе "Моторостроитель".

ТВ3-117 состоит из 12-ступенчатого осевого компрессора с регулируемыми входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами 4 ступеней, кольцевой камеры сгорания, двухступенчатой турбины компрессора и двухступенчатой свободной турбины. Установлено пылезащитное устройство. В системе регулирования использованы электронные блоки. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ. Масляная система использует синтетическое масло Б-3В.

Двигатель ТВ3-117 является одним из лучших в мире по экономичности в своём классе, что было достигнуто высоким КПД агрегатов (компрессора - 86%, турбины компрессора - 91%, свободной турбины - 94%). Он успешно эксплуатируется как в морских, арктических, так и в тропических климатических условиях.

ТВ3-117 выпускается большими сериями в различных модификациях. К 2000 году изготовлено более 23500 двигателей. Поставлялся на экспорт вместе с вертолётами в 60 стран мира. В процессе производства двигатель постоянно дорабатывался. В результате ресурс до первого капремонта удалось довести до 3000 часов. На отдельные модификации получены сертификаты типа Индии, Канады, Китая. Капитальный ремонт осуществляется на авиаремонтных заводах №12 (Хабаровск), №150 (Калининград), №218 (Гатчина). Головным предприятием по ремонту является ОАО "Завод им. В.Я.Климова".

Модификации:

  • ТВ3-117 - первый серийный вариант с ресурсом 50 ч. Устанавливался на Ми-24А.
  • ТВ3-117 сер.2 - с ресурсом 300 ч. (с 1975 года - 500 ч.). Выпускался с 1973 года. Устанавливался на Ми-24Д.
  • ТВ3-117 сер.3 - с ресурсом 750 ч. Выпускался с 1977 года.
  • ТВ3-117В - высотный. Устанавливался на Ми-24В.
  • ТВ3-117ВК - двигатель для Ка-32С.
  • ТВ3-117ВКР
  • ТВ3-117ВМ - высотный модернизированный. Мощность увеличенна на 300 л.с. Разработан в 1985 году. Устанавливается на Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-171, Ми-172.
  • ТВ3-117ВМ сер.02 - доработанный. Улучшена экономичность, межремонтный ресурс доведён до 1500 ч., назначенный - до 3000 ч. Сертифицирован 24 июня 1993 года.
  • ТВ3-117ВМ-СБ3 - форсированный, с улучшенными характеристиками.
  • ТВ3-117ВМА - доработанный. Устанавливается на Ка-27, Ка-29, Ка-32А, Ка-50, Ка-52, Ми-24Д, Ми-28.
  • ТВ3-117ВМА сер.02 - доработанный. Улучшена экономичность, мощность на чрезвычайном режиме увеличена до 2400 э.л.с. Сертифицирован 24 июня 1993 года.
  • ТВ3-117ВМА сер.03 - опытный для Ми-28Н. Отличается электронно-гидромеханической системой регулирования, управления и контроля двигателем.
  • ТВ3-117ВМА-СБ2 - двигатель для самолёта Ан-140. Разработан в ЗМКБ "Прогресс".
  • ТВ3-117ВМА-СБ3 (ВК-2500) - форсированный до 2400 э.л.с. (на чрезвычайном режиме - 2700 э.л.с.). Разработан совместно с ЗМКБ "Прогресс" на базе ТВ3-117ВМА.
  • ТВ3-117ВМА-СБМ1 (АИ-30) - форсированный до 2500 л.с. Разработан в ЗМКБ "Прогресс" для Ан-140.
  • ТВ3-117ВМА-СБМ1В - вертолётный вариант ТВ3-117ВМА-СБМ1. Устанавливается на Ми-8МТВ-5-1.
  • ТВ3-117ВМА-Ф - опытный для Ми-28Н, Ка-50, Ка-52. Отличается электронно-гидромеханической системой регулирования, управления и контроля. Взлётная мощность увеличена до 2500 э.л.с., на чрезвычайном режиме - до 2800 э.л.с.
  • ТВ3-117ВМАР
  • ТВ3-117ВМР
  • ТВ3-117КМ - двигатель для вертолёта Ка-27.
  • ТВ3-117М - морской. Отличался антикоррозийным покрытием деталей. Устанавливался на вертолёте Ми-14.
  • ТВ3-117МТ - двигатель для Ми-8МТ.
  • ТВ3-137АГ - привод для насосов и компрессоров. Разработан в ОАО "Мотор-Сич".
  • ГТП-1,25 - газоперекачивающая станция. Выпускается с 1998 года.
  • ГТП-2,5 - газоперекачивающая станция. Выпускается с 1998 года.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

2055
660
728
Масса сухая, кг 293
Удельный расход топлива, кг/л.с.·ч:

на взлётном режиме
на крейсерском режиме

0,21-0,23
0,25-0,27
Расход воздуха через компрессор, кг/с 9,1
Степень повышения давления в компрессоре 9,6
Температура газа перед турбиной, °C 975
Мощность, э.л.с.:

на взлётном режиме
на чрезвычайном режиме
на крейсерском режиме

2000
2200
1500
Частота вращения ротора, об/мин. 15900
Ресурс, час. 750

Литература

  1. Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 144.
  2. Богуслаев В.А. Двигатель для воздушных трасс будущего // Крылья Родины. - 1998. - №6. - С. 6-7.
  3. Изотов П., Изотов Д. Семейство ТВ3-117: настоящее и будущее // Двигатель. - 2000. - №№ 2-4.
  4. Мазепов А.А., Михеев А.В., Зенкин В.Н., Жирнов А.А. Ка-50. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1996. - С. 70-71.
  5. Саркисов А., Саркисов М., Изотов Д. Жизнь семейства ТВ3-117 // Авиапанорама. - 2000. - № 4.
Двигатели | На главную