Ка-50

Разработка боевого вертолёта В-80 в ОКБ им. Н.И.Камова началась в январе 1977 года под руководством главного конструктора С.В.Михеева. В работе широко использовался опыт создания проектов боевых вертолётов В-50 и В-100. При определении облика В-80 были разработаны три варианта аэродинамической схемы: поперечная, схема винтокрыла и соосная. Первые две обладали неудовлетворительными массогабаритными характеристиками и конструкторы остановились на традиционной для ОКБ соосной схеме.

Для облегчения вертолёта было решено отказаться от штурмана-оператора вместе со средствами его защиты и жизнеобеспечения. При этом для совмещения одним членом экипажа функций лётчика и штурмана было решено широко использовать средства автоматизации боевых процессов (внедрение систем автоматизации началось ещё на Ка-25 и Ка-27). Для отработки концепции одноместного боевого вертолёта специалистами ГосНИИАС и ЦНИИТМ был разработан ряд стендов, на базе Ка-29 была построена летающая лаборатория с имитацией одноместной кабины.

Разработка прицельно-навигационного комплекса была поручена ленинградскому НПО "Электроавтоматика". В целях снижения боевых потерь была реализован принцип "длинной руки" (дальность действия вооружения вертолёта должна превышать дальность действия систем ПВО противника). В качестве основного вооружения была принята противотанковая УР "Вихрь", разработанная в тульском КБ приборостроения. Много внимания уделено повышению боевой живучести: двигатели разнесены по бортам, применено бронирование, экранирование важных систем менее важными, заполнение топливных баков пенополиуретаном, увеличен диаметр тяг управления и т.д. Впервые на серийном вертолёте применено катапультное кресло (разработка НПО "Звезда"). Вопросы технического обслуживания отрабатывались совместно с НИИЭРАТ. К работе над вертолдётом привлекались также специалисты других органиций: ЦАГИ, ЦНИИ точного машиностроения, 30 ЦНИИ МО.

Эскизный проект В-80 был представлен в мае 1981 года. В июне 1982 года завершено изготовление первого прототипа. 17 июня лётчик-испытатель Н.П.Бездетнов впервые выполнил на нём висение, а 23 июля - первый полёт по кругу. В августе 1983 года к испытаниям присоединился второй прототип. Заводские испытания завершились в июле 1984 года. В сентябре 1985 - августе 1986 года на Гороховецком полигоне состоялись Государственные сравнительные испытания В-80 и Ми-28. По их результатам было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проведении государственных испытаний и запуске В-80 в серию на Арсеньевском заводе "Прогресс". В июле 1988 - июне 1990 года на 4 прототипах прошли лётно-конструкторские испытания. В мае 1991 года в Арсеньеве выпущен первый серийный В-80. Впервые публично вертолёт продемонстрирован в феврале 1992 года в Мачулищах. В августе того же года он демонстрировался на "Мосаэрошоу" в Жуковском, а в сентябре - на авиасалоне в Фарнборо. Государственные испытания (с пепрерывами) продолжались до августа 1993 года. В середине 1993 года начались войсковые испытания в Торжковском ЦБП. В августе 1995 года вертолёт под обозначением Ка-50 принят на вооружение Российской армии.

Ка-50 построен по соосной схеме. Фюзеляж типа полумонокок, изготовлен из алюминиевых сплавов и композитных материалов (на 30%). Винты трёхлопастные, противоположного вращения. Для разгрузки несущего винта и подвески вооружения установлено трапецевидное крыло. Оперение включает киль, руль направления с аэродинамической компенсацией и 2 боковых киля. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117ВМА, размещённых по бортам фюзеляжа. Между двигателями расположены ВСУ АИ-9В, главный и 2 промежуточных редуктора, вентилятор, гидроаккумуляторы, противопожарная система. Запас топлива размещается в 2 основных мягких топливных баках. Предусмотрена возможность подвески 4 ПТБ по 550 л под крылом. Кабина лётчика защищена стальной и алюминиевой комбинированной бронёй и бронестёклами. Система аварийного покидания включает катапультное кресло К-37-800, систему отстрела лопастей винтов и систему открытия верхней створки фонаря. Блоки РЭО размещены в хвостовой части фюзеляжа. В состав вооружения входят: 30-мм автоматическая пушка 2А42 (размещается в правом борту в пушечной установке НППУ-80), пушечные контейнеры УПК-23-250, до 12 ракет "Вихрь", контейнеры КМГУ-2, блоки НУРС Б-8В20А и Б-13Л5, свободнопадающие бомбы. Под фюзеляжем установлена система транспортировки грузов на внешней подвеске (до 3 т).

Распад СССР и кризис в экономике привёл к резкому снижению темпов производства авиационной техники. В настоящее время армейская авиация России располагает 12 вертолётами Ка-50.

Фотографии Ка-50 можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта:

  • В-80 №01 - первый прототип. Отличался двигателями ТВ3-117В, крылом без законцовок, широким килем с рулём направления малой площади, лопастями несущих винтов без стреловидных законцовок. Первый полёт 23 июля 1982 года.
  • В-80 №02 - второй прототип. Отличался двигателями ТВ3-117ВМА, ПрПНК "Рубикон" К-041, пушечной установкой НППУ-80, системой кондиционирования воздуха. Первый полёт 16 августа 1983 года.
  • В-80 №03 - третий прототип. Изготовлен в декабре 1985 года.
  • В-80 №04 - четвёртый прототип. Отличался устройством постановки помех УВ-26, системой предупреждения о радиолокационном облучении, цифровой системой управления вооружением. Изготовлен в марте 1989 года.
  • В-80 №05 - эталон для серии. Отличался катапультной системой К-37-800. Изготовлен в апреле 1990 года. В 1992 году участвовал в съёмках фильма "Чёрная акула".
  • Ка-50 (В-80Ш1) - серийный. Выпускается в Арсеньеве с 1993 года.
  • Ка-50-2 - двухместный вертолёт для Турции. Отличается кабиной с тандемным расположением лётчиков и израильской авионикой. Разрабатывается совместно с израильскими и турецкими фирмами.
  • Ка-52 (В-80Ш2) - двухместный боевой вертолёт. Лётчики располагаюся в кабине рядом друг с другом.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117ВМА
Взлётная мощность, э.л.с. 2х2200
Диаметр несущих винтов, м 14,45
Габариты, м:

длина с вращающимися винтами
размах крыла
высота

15,6
7,34
4,93
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

7700
9800
10800
Максимальная нагрузка на внешней подвеске, кг 3000
Запас топлива, л:

в основных баках
с 4 ПТБ

1870
4070
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

350
255
Потолок, м:

статический
динамический

4000
5500
Скороподъёмность на высоте 2500 м, м/с 10
Максимальная эксплуатационная перегрузка 3,5
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

450
1100
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Агеев В., Павлов В. Ка-50: боевой вертолёт. // Наши крылья. - 1992. - №2.
  2. Боевой вертолёт Ка-50 "Чёрная акула". // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 45-46.
  3. Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 116-117.
  4. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 72-75.
  5. Кузнецов Г. Боевой ударный Ка-50. // Самолёты мира. - 1995. - №2.
  6. Кузнецов Г. Во всём диапазоне. // Крылья Родины. - 1993. - №№ 3, 4.
  7. Кузнецов Г. Вымысел и правда о "Чёрной акуле". // Крылья Родины. - 1994. - №7. - С. 23-24.
  8. Мазепов А.А., Михеев А.В., Зенкин В.Н., Жирнов А.А. Ка-50. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1996.
  9. Михеев С.В. Ка-50: концепция, боевые возможности. // Авиация и космонавтика. - 1992. - №7.
  10. Мороз С. Ка-50: "Верфольф" выходит на охоту. // АвиО. - Вып. 3. - С. 29-36.
  11. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 107-112.
  12. Сокольников В. Боевые вертолёты Ка-50 и Ми-28. // Вестник воздушного флота. - 1995. - №3.
  13. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 23-30.
  14. Яблонский Е. Ми-28 против "Чёрной акулы". // Крылья Родины. - 1995. - №№ 8, 11.
Вертолёты | На главную