Ка-32 Ка-32С

В начале 70-х годов в ОКБ им. Н.И.Камова был разработан противолодочный вертолёт Ка-27 и его поисково-спасательная модификация Ка-27ПС. На базе Ка-27ПС ОКБ было поручено разработать гражданский палубный вертолёт, предназначенный для ледовой разведки в условиях Арктики. Ведущим конструктором по вертолёту был назначен Б.Соколов. Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора М.А.Купфнер. Требования к вертолёту были утверждены руководством МАП и МГА в 1980 году. Позже было решено делать вертолёт многоцелевым. На нём предполагалось установить новый пилотажно-навигационный комплекс с бортовой ЭВМ, обзорную РЛС, мощную противооблединительную систему. Фюзеляж, силовая установка и несущая система остались без изменений. Отсутствие военного оборудования позволило разместить на борту дополнительные топливные баки и увеличить грузоподъёмность. В 1978 году опытный Ка-32 впервые в истории освоения Арктики осуществил проводку атомного ледокола "Сибирь" с караваном судов в условиях полярной ночи. Серийное производство организовано на вертолётном заводе в Кумертау. Первый полёт серийного Ка-32Т состоялся 8 октября 1980 года (лётчик-испытатель Е.И.Ларюшин). В 1981 году вертолёт впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в Минске на международной конференции по применению гражданской авиации в народном хозяйстве. В 1985 году Ка-32 демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже.

Ка-32 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика, втулки - из титана. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, неубирающееся. Передние опоры самоориентирующиеся. Предусмотрена установка лыж. На Ка-32С и Ка-32Т устанавливаются надувные баллонеты. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117ВК (позже ТВ3-117ВМА), редуктора ВР-252, ВСУ АИ-9. Топливо размещается в 12 баках (по 6 на каждый двигатель). Имеется система центализованной заправки с сигнализацией заправки баков и автоматическим закрытием при перенаддуве (перезаправке) баков. Грузовая кабина оснащена 16 откидными сиденьями вдоль бортов. Доступ в грузовую кабину осуществляется через сдвижную дверь в левом борту размером 1,2x1,2 м. Снаружи возле двери устанавливается спасательная лебёдка ЛПГ-300 грузоподъёмностью 300 кг. Для крепления грузов в кабине имеются швартовочные узлы. Система внешней подвески установлена на ферме в грузовой кабине, снабжена весоизмерительным устройством.

В 1983-1985 годах на Ка-32 лётчицами Н.Ерёминой и Т.Зуевой было установлено 7 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта. Вертолёт широко применяется для обслуживания ледоколов, плавучих платформ и буровых вышек, монтажа опор ЛЭП, вывозки древесины, тушения пожаров, проведения горноспасательных работ. В 1986 году Ка-32 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Производство продолжается. Всего изготовлено более 160 вертолётов Ка-32 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Испанию (10 вертолётов), Канаду, Китай, Малайзию, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Тайвань, Чили, Швейцарию (1), Южную Корею (60), Японию, брался в аренду Гермаией, Грецией, Кипром, Португалией.

Модификации вертолёта:

  • Ка-32А - модернизированный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА, блистером на левой двери кабины экипажа, системой централизованной заправки топливных баков, составом оборудования. Первый полёт в 1990 году. Сертифицирован в июне 1993 года.
  • Ка-32А1 - пожарный. Оснащён складными транспортно-спасательными кабинами, складной ёмкостью на 5000 л воды, гидродинамической пушкой, огнетушителями, аэрозольными гранатами, 2 прожекторами, громкоговорителем.
  • Ка-32А2 - милицейский. Отличается 2 прожекторами и громкоговорителем. Разработан в 1995 году. Впервые продемонстрирован на МАКС-95.
  • Ка-32А7 - вертолёт для охраны экономической зоны. Вооружён ракетами Х-35.
  • Ка-32А11ВС - экспортный для Канады. Сертифицирован в 1998 году в Канаде и в 2005 году в Мексике. Поставлялся в Бразилию, Испанию, Китай.
  • Ка-32А12 - экспортный для Швейцарии. Отличается составом оборудования. Сертифицирован в 1996 году.
  • Ка-32К - летающий кран. Отличается полувидвижной кабиной оператора, системой гашения колебаний груза, двухкамерной и двухэкранной телевизионной системой наблюдения за грузом. Впервые продемонстрирован на аэрокосмическом салоне в Берлине в 1992 году.
  • Ка-32С - судовой многоцелевой. Отличается аппаратурой инструментальной ледовой разведки, надувными баллонетами. Используется на ледоколах. Поставлялся в Южную Корею.
  • Ка-32Т - транспортный. В грузовой кабине оборудовано 16 мест для пассажиров. Может использоваться в качестве санитарного, аэрофотосъёмочного или для трелёвки леса. Первый полёт 8 октября 1980 года. Поставлялся в Южную Корею.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117ВК
Взлётная мощность, э.л.с. 2х2225
Диаметр несущих винтов, м 15,9
Габариты, м:

длина со сложенными винтами
ширина
высота

12,25
3,8
5,4
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

4,52
1,30
1,32
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

5520
11000
12600
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:

в фюзеляже
на внешней подвеске

3700
5000
Запас топлива, л 3450
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

260
230
Потолок, м:

статический
динамический

3500
4300
Дальность полёта, км:

с коммерческой нагрузкой 3500 кг
максимальная

570
800
Продолжительность полёта, ч. 4,5
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 115.
  2. Касяников В. Вертолёт Ка-32. // Крылья Родины. - 1985. - №8. - С. 26-27.
  3. Кузнецов Г. Вертолёт-труженник. // Крылья Родины. - 2000. - №11. - С. 9-11.
  4. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 100-106.
  5. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 147-152.
  6. Якубович Н.В. Охотники за субмаринами. // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 4-5.
Вертолёты | Морская авиация | На главную