В 1948 году в ОКБ-155 А.И.Микояна
был разработан удачный истребитель МиГ-15, который
выпускался в больших количествах (только в СССР на 9 заводах). По предложению
И.В.Сталина в этот период работы по созданию новых типов истребителей были
свёрнуты и все усилия сосредоточены на дальнейшем совершенствовании МиГ-15.
С целью улучшения лётно-технических характеристик в ОКБ-155 начались
работы по оснащению самолёта новым крылом с увеличенной стреловидностью.
В то время в СССР несколько научных оргнизаций вели исследования свойств
крыла с углом стреловидности 45° по линии четвертей хорд, применение которого
сулило существенную прибавку к скорости. Крыло было испытано в аэродинамической
трубе ЦАГИ, на летающих моделях и опытных самолётах С.А.Лавочкина и М.Р.Бисновата.
При создании истребителя, получившего обозначение И-330, было решено
сохранить фюзеляж МиГ-15бис и пристыковать к нему новое крыло. Для сохранения
центровки крыло было выполнено с двойной стреловидностью: от корня до середины
размаха 45°, а дальше - 42° (по линии четвертей хорд). Для увеличения
аэродинамического качества законцовки выполнены закруглёнными. На верхней
поверхности консолей добавлено по одному аэродинамическому гребню. Относительная
толщина крыла уменьшена и улучшено его сопряжение с фюзеляжем. Одновременно
велась разработка самолёта в двух вариантах: фронтового истребителя и
перехватчика, но приоритет отдавался первому.
Изготовление первого прототипа СИ было закончено в июле 1949 года. После
ряда доработок, продолжавшихся несколько месяцев, самолёт быд передан на
заводские испытания. 14 января 1950 года лётчик-испытатель ОКБ-155 Герой
Советского Союза И.Т.Иващенко впервые поднял его в небо с аэродрома ЛИИ в
Жуковском. 1 февралz на СИ на высоте 10200 м была достигнута скорость звука.
После гибели Иващенко и прототипа СИ в катастрофе 17 марта испытания были
продолжены Г.А.Серовым на прототипе СИ-2. Во время испытаний на большой
скорости обнаружились флаттер хвостового оперения и реверс элеронов.
Испытания были прерваны для проведения доработок конструкции.
В 1951 году в Горьком на заводе №21 были изготовлены
ещё 2 прототипа, на которых были продолжены заводские испытания. В апреле
1951 года прототип СИ-02 был передан в ГК НИИ ВВС для проведения Государственных
испытаний. По результатам испытаний было отмечено, что самолёт с новым
крылом обладает большей скоростью и скороподъёмносью, лучшей маневренностью
на большой высоте. При этом несколько ухудшились маневренность на малой
высоте и взлётно-посадочные характеристики. После внесения в конструкцию
ряда доработок самолёт был рекомендован в серийное производство. Первоначально
предполагалось производство на заводе №292 в Саратове. Но Приказом МАП №851
от 1 сентября 1951 года самолёт под обозначением МиГ-17 был запущен в
производство на заводах №21 (Горький), №1 (Куйбышев), №31 (Тбилиси), №153
(Новосибирск) и №126 (Комсомольск-на-Амуре). Впервые продемонстрирован
публике 20 июня 1953 года на воздушном параде в Тушино.
МиГ-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана. Конструкция
цельнометаллическая (в основном из дюралюминия Д16-Т, отдельные узлы из
стали 30ХГСА). Фюзеляж сигарообразный круглого сечения типа полумонокок.
Крыло стреловидное (45° по линии четвертей хорд в корневой части и 42° в
концевой). Механизация крыла состояла из выдвижных закрылков и элеронов.
На левом элероне установлен триммер. Для повышения путевой устойчивости на
верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни (по 3 на каждой
консоли). В хвостовой части устанавлены тормозные щитки. Стабилизатор имел
стреловидность 45°, киль - 55°41'. Под хвостовой частью фюзеляжа для лучшей
путевой устойчивости установлен небольшой фальшкиль. Шасси трёхопорное с
носовой стойкой. Силовая установка состояла из ТРД ВК-1
(ВК-1А, ВК-1Ф). Воздухозаборник лобовой с 2 каналами, огибающими кабину.
Для доступа к двигателю при обслуживании на земле задняя часть фюзеляжа
отстыковывалась. Герметичная кабина пилота оснащалась системой обогрева
и катапультным креслом. Для увеличения дальности полёта под крылом могли
подвешиваться 2 ПТБ по 400 или 600 л. На перехватчиках в носовой части
фюзеляжа установлена РЛС. Состав вооружения менялся в зависимости от
модификации и включал пушки Н-37 (Н-37Д),
НР-30, НР-23, ракеты
РС-1У (К-5), Р-3С (К-13), С-21,
свободнопадающие бомбы калибром до 250 кг.
МиГ-17 поступал на вооружение полков ВВС, ПВО и ВМФ, эксплуатировался в
аэроклубах ДОСААФ. Переучивание лётчиков, ранее летавших на МиГ-15, проходило
без проблем. Как и предшественник, МиГ-17 отличался простотой управления и
был доступен лётчикам средней квалификации. В эксплуатации самолёт проявил
себя очень надёжным и простым в техническом обслуживании, а надёжность его
двигателя стала просто легендарной (ВК-1 выдерживал попадание птиц и посторонних
предметов). В 50-годах МиГ-17 был основой советской истребительной авиации.
Он участвовал во многих крупных военных учениях (в т.ч. с применением ядерного
оружия на Тоцком полигоне 14 сентября 1954 года), в венгерских и чехословацких
событиях. Перехватчики МиГ-17П/ПФ не раз перехватывали самолёты-нарушители и
разведивательные шары-зонды. Первая воздушная победа на МиГ-17 была одержана
29 июля 1953 года, когда пара самолётов из 88 гвиап ВВС КТОФ перехватила над
Уссурийским заливом и сбила американский разведчик RB-50. С 1960 года полки
на МиГ-17 стали передаваться во вновь организованную истребительно-бомбардировочную
авиацию. Дольше всего советские МиГ-17 эксплуатировались в Армавирском ВВАУЛ
ПВО - до 1977 года. В строевых частях некоторые самолёты прослужили даже до
начала 80-х годов. Некоторые МиГ-17 со снятым вооружением были переданы в
учебные центры ДОСААФ. Многие самолёты по окончании срока службы были
переоборудованы в радиоуправляемые мишени.
Серийное производство продолжалось до 1958 года. Всего на пяти заводах
изготовлено 8085 самолётов МиГ-17 всех модификаций. После появления
МиГ-19 строился только на экспорт. Выпускался по
лицензии в Китае (1828 самолётов) и Польше (540). Планировалось производство
в Чехословакии. Поставлялся на экспорт в Албанию, Алжир, Анголу, Афганистан,
Бангладеш, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гвинею, Гвинею-Бисау, ГДР, Египет,
Замбию, Зимбабве, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Кампучию, Китай, КНДР, Конго,
Кубу, Мадагаскар, Малагасийскую Республику, Мали, Марокко, Мозамбик, Монголию,
НДРЙ, Нигерию, Пакистан, Польшу, Румынию, Сирию, Сомали, Судан, США, Танзанию,
Уганду, Финляндию, Чехословакию, Шри-Ланку, Югославию. В процессе производства
постоянно модернизировался: дорабатывалась топливная система, изменялись форма
и площадь тормозных щитков, с конца 1953 года устанавливалось катапультное
кресло со шторкой и изменённая сдвижная часть фонаря, менялся состав оборудования
и вооружения.
МиГ-17 и J-5 (F-5) принимали участие в многочисленных локальных конфликтах:
арабо-израильских войнах, во Вьетнаме, Афганистане, Западной Сахаре, Буркина-Фасо,
ирано-иракской, угандийско-танзанийской, эфиопо-сомалийской войнах, гражданских
войнах в Южном Йемене, Анголе, Нигерии, Мозамбике и др. В некоторых станах
третьего мира МиГ-17 продолжает оставаться на вооружении и сейчас.
В настоящее время МиГ-17 является экспонатом музея ВВС в Монино, МиГ-17М
- музея ВВС Северного флота. Несколько самолётов используются в качестве
учебных пособий в военных и гражданских авиационных вузах.
Модификации самолёта:
-
СИ - первый прототип. Переоборудован в 1949 году на заводе №155 из серийного
МиГ-15бис. Первый полёт 14 января 1950 года.
-
СИ-2 - второй прототип. Изготовлен на заводе №155 в начале 1950 года.
-
СИ-01 ("изделие 45") - четвёртый прототип, эталон для серии. Изготовлен в мае
1951 года на заводе №21 в Горьком.
-
СИ-02 - третий прототип. Изготовлен в феврале 1951 года на заводе №21 в Горьком.
-
МиГ-17 (И-330) - серийный фронтовой истребитель. Отличался топливной системой,
формой тормозных щитков, возможностью подвески 2 бомб (50 или 100 кг) вместо
ПТБ под крылом. В 1951-1955 годах на заводах №№ 1, 21, 31, 126, 153 изготовлено
5497 самолётов.
-
МиГ-17А - с двигателем ВК-1А. Выпускался с 1951 года.
-
МиГ-17АС - с системой неуправляемого ракетного вооружения АС-21. Переоборудовались
ранее выпущенные МиГ-17А и МиГ-17Ф.
-
МиГ-17М (М-17Ф) - радиоуправляемая мишень.
-
МиГ-17ММ - радиоуправляемая мишень. Отличалась составом радиооборудования.
-
МиГ-17П - серийный перехватчик. Отличался РЛС РП-1 "Изумруд" с 2 антеннами,
3 пушками НР-23. В 1952 году на заводе №21 (Горький) построено 178 самолётов.
Принят на вооружение 27 июня 1953 года (первый в СССР лёгкий перехватчик с
РЛС, принятый на вооружение).
-
МиГ-17ПФ - модернизированный перехватчик. Отличался двигателем ВК-1Ф,
станцией предупреждения об облучении "Сирена-2", навигационным штурманским
индикатором НИ-50Б. Вооружение состояло либо из 1 пушки Н-37Д и 2 НР-23,
либо 3 НР-23, либо 2 НР-23. Принят на вооружение 27 июня 1953 года.
Выпускался с 1954 года на заводе №21.
-
МиГ-17ПФ с РП-5 "Изумруд-5" - модернизированный перехватчик. Выпускался
в 1955-1956 годах на заводе №31.
-
МиГ-17ПФГ - с командной системой наведения "Горизонт-1". В середине 50-х
годов переоборудована часть МиГ-17ПФ.
-
МиГ-17ПФУ (СП-15) - с ракетами РС-1-У. Отличался РЛС РП-1-У "Изумруд",
отсутствием пушечного вооружения. В 1956 году на заводе №21 изготовлено 40
самолётов (переоборудованы из недостроенных МиГ-17ПФ).
-
МиГ-17Р - разведчик. Выпускался с августа 1954 года.
-
МиГ-17Ф (СФ) - с двигателем ВК-1Ф. Отличался возможность подвески под крылом
2 бомб по 250 кг. Принят на вооружение 15 июля 1953 года. В 1954-1958 годах
на заводах №№ 21, 126 и 153 изготовлено 1702 самолёта.
-
ЛЛ-МиГ-17 - летающая лаборатория. Применялся в 1956-1959 годах в ЛИИ в
экспериментах по теме "Турболёт".
-
СГ-5 - опытный для отработки прицела АСП-4Н "Снег" и радиодальномера СРД-3
"Град". Первый полёт в июне 1954 года.
-
СДК-5 (СДК) - пилотируемый вариант крылатой ракеты "Комета". Изготовлено
несколько самолётов.
-
СДК-7А - летающая лаборатория для доводки тепловых ГСН "Спутник-2".
-
СДК-9А - летающая лаборатория для отработки систем ракеты ФКР-1.
-
СДК-13 - летающая лаборатория для отработки систем ракеты К-10.
-
СИ-5 - опытный фронтовой истребитель с ракетным вооружением. Отличался НАР
С-21, прицелом АСП-5Н, радиодальномером СРД-1М "Радаль-М".
-
СИ-10 - опытный с крылом без излома на передней кромке и аэродинамических
гребней. Первый полёт 17 февраля 1953 года.
-
СИ-16 - опытный с НАР АРС-57. Отличался прицелом АП-57. Изготовлен в 1953
году.
-
СИ-19 - опытный с НАР ТРС-190. Отличался прицелом АП-2Р. Изготовлен в
августе 1952 года (переоборудован из серийного МиГ-17Ф). Первый полёт в
декабре 1952 года (лётчик-испытатель А.Солодовников).
-
СИ-21 - опытный с НАР АРС-212. Отличался прицелом АП-57. Изготовлен в
1953 году.
-
СИ-21М - с пусковыми устройствами АПУ-5 под АРС-212М.
-
СИ-91 - летающая лаборатория для доводки систем жизнеобеспечения лётчика
и необратимого бустерного управления.
-
СМ-1 (И-340) - опытный с 2 двигателями АМ-5 (позже АМ-5А). Отличался
увеличенным запасом топлива. Изготовлен в марте 1952 года (переоборудован
из СИ-02). Первый полёт 19 апреля 1952 года (лётчик-испытатель К.К.Коккинаки).
-
СН - опытный штурмовик с подвижной пушечной устройствами СВ-25-МиГ-17 с 3
пушками АМ-23. Отличался носовой частью фюзеляжа,
боковыми воздухозаборниками, колёсами КТ-23 на основных опорах шасси,
радиолокационным прицелом "Аист". Изготовлен в 1953 году.
-
СП-2 - прототип перехватчика. Отличался РЛС "Коршун" с одной антенной,
электрогенератом ГСР-6000, 600-литровыми ПТБ. Вооружение состояло из 2
пушек НР-23. Переоборудован из серийного МиГ-15бис. Первый полёт в апреле
1950 года (лётчик-испытатель Г.А.Седов). Позже использовался в качестве
летающей лаборатории.
-
СП-6 - прототип с ракетным вооружением. Разработан в горьковском филиале
ОКБ-155. Летом 1952 года на заводе №21 изготовлено 3 самолёта.
-
СП-7 - прототип перехватчика с РЛС "Изумруд". Отличался 3 пушками НР-23.
Изготовлен в июле 1952 года. Первый полёт 8 августа 1952 года.
-
СП-7Ф - прототип МиГ-17ПФ. Отличался двигателем ВК-1Ф. Изготовлен в январе
1954 года.
-
СП-8 - опытный с РЛС РП-5 "Изумруд-5". Первый полёт в январе 1954 года.
-
СП-9 - опытный с НАР АРС-57. Отличался 4 автоматами ЗП-6-Ш "Вихрь" в носовой
части вместо пушек. В 1954 году переобрудован из серийного МиГ-17ПФ.
-
СП-11 - опытный с РЛС "Встреча-1" и инфракрасным прицелом СИВ-52. Изготовлен
осенью 1954 года. Первый полёт в декабре 1954 года.
-
СП-16 - опытный с РЛС ШМ-60. Переоборудовано 2 самолёта МиГ-19ПФ.
-
СП-21 - летающая лаборатория для испытания систем вооружения.
-
СР-2 - опытный разведчик. Отличался двигателем ВК-5Ф, фотокамерами АФА-БА-40Р
и АФА-БА-21с, звукозаписывающим аппаратом МАГ-9. Вооружение состояло из 2 пушен
НР-23. Изготовлен в мае 1952 года на заводе №155. Первый полёт 3 июля 1952 года
(лётчик-испытатель А.Чернобуров).
-
СР-2с - прототип разведчика МиГ-17Р. Отличался двигателем ВК-1Ф, фотокамерой
АФА-БА-40А.
-
СФ - опытный для отработки двигателя ВК-1Ф. Изготовлен в сентябре 1951 года.
Первый полёт 29 сентября 1951 года (лётчик-испытатель А.Чернобуров).
-
СФ-2 - опытный с 2 пушками НР-30. Отличался конструкцией
фонаря кабины, прицелом АСП-5Н-В3, радиодальномером "Радаль-М".
-
CM-I - польский с пороховыми ускорителями (проект).
-
CM-II - прототип Lim-5M. Первый полёт 2 июля 1959 года.
-
CMR - опытный фоторазведчик на базе Lim-6bis. Изготовлен летом 1964 года.
-
F-5 - экспортный вариант J-5.
-
F-5A - экспортный вариант J-5A.
-
FT-5 - экспортный вариант JJ-5. Поставлялся в Албанию (35 самолётов), Пакистан
(20), Шри-Ланку (2), Зимбабве (2).
-
J-5 - китайский вариант МиГ-17Ф. Отличался двигателем WP-5 (лицензионный ВК-1Ф).
В 1955-1959 годах на заводе в Шеньяне изготовлено 767 самолётов.
-
J-5A - китайский вариант МиГ-17ПФ. Первый полёт 11 ноября 1964 года. Выпускался
серийно с 1965 года.
-
JJ-5 - учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением, бесфорсажным
двигателем WP-5D. Первый полёт 8 мая 1966 года. В 1966-1986 годах на заводе
в Ченгду изготовлен 1061 самолёт.
-
Lim-5 ("1C") - польский вариант МиГ-17Ф. Отличался двигателем Lis-5 (лицензионный
ВК-1Ф), уменьшенным запасом топлива. С ноября 1956 по июль 1960 года на заводе
PZL в г. Мелец изготовлено 477 самолётов.
-
Lim-5M ("1F") - самолёт непосредственной поддержки войск. Отличался основными
стойками шасси со сдвоенными колёсами, дополнительными крыльевыми топливными
баками. В состав вооружения включены блоки НАР С-5. С
ноября 1961 по май 1962 года изготовлено 60 самолётов.
-
Lim-5M-II - с системой сдува пограничного слоя. Отличался двигателем Lis-5M,
щелевыми закрылками.
-
Lim-5MR - фоторазведчик на базе Lim-5M (проект). Отличался крылом увеличенного
размаха, контейнерами с фотокамерами АФА-39, АФА-БА-40Р, АФА-БАФ-21С, АФПН-21.
-
Lim-5P ("1D") - польский вариант МиГ-17ПФ. С января 1959 по декабрь 1960 года
изготовлено 129 самолётов.
-
Lim-5R - фоторазведчик на базе Lim-5. Отличался фотокамерой АФА-39.
-
Lim-6 ("1J") - истребитель-бомбардировщик на базе Lim-5M-II. Отличался двигателем
Lis-6, удлинённым вздухозаборником, формой аэродинамических гребней на крыле.
В 1961 году изготовлено 40 самолётов.
-
Lim-6bis - модернизированный. В 1963-1964 годах переоборудовано 32 ранее
выпущенных lim-5M и все Lim-6. Поставлялся в ГДР, Египет, Индонезию.
-
Lim-6М - модернизированный. По конструкции аналогичен Lim-6bis. Тормозной
парашют отсутствовал. В 1971 году переоборудованы ранее выпущенные lim-5P.
-
Lim-6МR - фоторазведчик. Переоборудовано несколько Lim-5P.
-
S-104 - чехословацкое обозначение МиГ-17ПФ.
Лётно-технические характеристики
|
МиГ-17 |
МиГ-17Ф |
МиГ-17ПФ |
Двигатели |
ВК-1А |
ВК-1Ф |
ВК-1Ф |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2700
- |
2600
3380 |
2600
3380 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
9,63
11,26
3,80 |
9,63
11,26
3,80 |
9,63
11,68
3,80 |
Площадь крыла, м2 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
3798
5340
6072 |
3800
5354
6069 |
4151
5620
6552 |
Запас топлива, л: |
1400 |
1400 |
1400 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте 5000 м
посадочная |
1060
1070
170 |
1100
1130
160 |
1100
1123
165 |
Скороподъёмность, м/с:
на высоте 5000 м
на высоте 10000 м |
30,5
6,5 |
65,0
38,4 |
55,0
32,3 |
Дальность полёта максимальная, км |
1165 |
1080 |
1100 |
Практический потолок, м:
без форсажа
на форсаже |
14700
- |
15100
16470 |
14450
16300 |
Длина разбега, м
пробега, м |
550
820 |
590
850 |
730
885 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
Вооружение:
пушечное |
1х37 мм
2х23 мм |
1х37 мм
2х23 мм |
3(2)х23 мм |
бомбовое |
500 |
500 |
500 |
Литература
- Гордон Е.И. В тени старшего брата // Авиация и Время. - 1999. - №4. - С. 4-30.
- Котлобовский А.В. Послевоенные ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 19-21.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 51-56.
- Сойко Н. Всепогодный и ракетоносный первенец // Моделист-конструктор. - 2008. - №3. - С. 29-34.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 315-322.
- Якубович Н.В. 17-й из рода "МиГов" // Крылья Родины. - 1995. - №№ 3, 4, 6.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-17 // Авиаколлеция. - 2007. - №5.
|