МиГ-17

В 1948 году в ОКБ-155 А.И.Микояна был разработан удачный истребитель МиГ-15, который выпускался в больших количествах (только в СССР на 9 заводах). По предложению И.В.Сталина в этот период работы по созданию новых типов истребителей были свёрнуты и все усилия сосредоточены на дальнейшем совершенствовании МиГ-15.

С целью улучшения лётно-технических характеристик в ОКБ-155 начались работы по оснащению самолёта новым крылом с увеличенной стреловидностью. В то время в СССР несколько научных оргнизаций вели исследования свойств крыла с углом стреловидности 45° по линии четвертей хорд, применение которого сулило существенную прибавку к скорости. Крыло было испытано в аэродинамической трубе ЦАГИ, на летающих моделях и опытных самолётах С.А.Лавочкина и М.Р.Бисновата.

При создании истребителя, получившего обозначение И-330, было решено сохранить фюзеляж МиГ-15бис и пристыковать к нему новое крыло. Для сохранения центровки крыло было выполнено с двойной стреловидностью: от корня до середины размаха 45°, а дальше - 42° (по линии четвертей хорд). Для увеличения аэродинамического качества законцовки выполнены закруглёнными. На верхней поверхности консолей добавлено по одному аэродинамическому гребню. Относительная толщина крыла уменьшена и улучшено его сопряжение с фюзеляжем. Одновременно велась разработка самолёта в двух вариантах: фронтового истребителя и перехватчика, но приоритет отдавался первому.

Изготовление первого прототипа СИ было закончено в июле 1949 года. После ряда доработок, продолжавшихся несколько месяцев, самолёт быд передан на заводские испытания. 14 января 1950 года лётчик-испытатель ОКБ-155 Герой Советского Союза И.Т.Иващенко впервые поднял его в небо с аэродрома ЛИИ в Жуковском. 1 февралz на СИ на высоте 10200 м была достигнута скорость звука. После гибели Иващенко и прототипа СИ в катастрофе 17 марта испытания были продолжены Г.А.Серовым на прототипе СИ-2. Во время испытаний на большой скорости обнаружились флаттер хвостового оперения и реверс элеронов. Испытания были прерваны для проведения доработок конструкции.

В 1951 году в Горьком на заводе №21 были изготовлены ещё 2 прототипа, на которых были продолжены заводские испытания. В апреле 1951 года прототип СИ-02 был передан в ГК НИИ ВВС для проведения Государственных испытаний. По результатам испытаний было отмечено, что самолёт с новым крылом обладает большей скоростью и скороподъёмносью, лучшей маневренностью на большой высоте. При этом несколько ухудшились маневренность на малой высоте и взлётно-посадочные характеристики. После внесения в конструкцию ряда доработок самолёт был рекомендован в серийное производство. Первоначально предполагалось производство на заводе №292 в Саратове. Но Приказом МАП №851 от 1 сентября 1951 года самолёт под обозначением МиГ-17 был запущен в производство на заводах №21 (Горький), №1 (Куйбышев), №31 (Тбилиси), №153 (Новосибирск) и №126 (Комсомольск-на-Амуре). Впервые продемонстрирован публике 20 июня 1953 года на воздушном параде в Тушино.

МиГ-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана. Конструкция цельнометаллическая (в основном из дюралюминия Д16-Т, отдельные узлы из стали 30ХГСА). Фюзеляж сигарообразный круглого сечения типа полумонокок. Крыло стреловидное (45° по линии четвертей хорд в корневой части и 42° в концевой). Механизация крыла состояла из выдвижных закрылков и элеронов. На левом элероне установлен триммер. Для повышения путевой устойчивости на верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни (по 3 на каждой консоли). В хвостовой части устанавлены тормозные щитки. Стабилизатор имел стреловидность 45°, киль - 55°41'. Под хвостовой частью фюзеляжа для лучшей путевой устойчивости установлен небольшой фальшкиль. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из ТРД ВК-1 (ВК-1А, ВК-1Ф). Воздухозаборник лобовой с 2 каналами, огибающими кабину. Для доступа к двигателю при обслуживании на земле задняя часть фюзеляжа отстыковывалась. Герметичная кабина пилота оснащалась системой обогрева и катапультным креслом. Для увеличения дальности полёта под крылом могли подвешиваться 2 ПТБ по 400 или 600 л. На перехватчиках в носовой части фюзеляжа установлена РЛС. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал пушки Н-37 (Н-37Д), НР-30, НР-23, ракеты РС-1У (К-5), Р-3С (К-13), С-21, свободнопадающие бомбы калибром до 250 кг.

МиГ-17 поступал на вооружение полков ВВС, ПВО и ВМФ, эксплуатировался в аэроклубах ДОСААФ. Переучивание лётчиков, ранее летавших на МиГ-15, проходило без проблем. Как и предшественник, МиГ-17 отличался простотой управления и был доступен лётчикам средней квалификации. В эксплуатации самолёт проявил себя очень надёжным и простым в техническом обслуживании, а надёжность его двигателя стала просто легендарной (ВК-1 выдерживал попадание птиц и посторонних предметов). В 50-годах МиГ-17 был основой советской истребительной авиации. Он участвовал во многих крупных военных учениях (в т.ч. с применением ядерного оружия на Тоцком полигоне 14 сентября 1954 года), в венгерских и чехословацких событиях. Перехватчики МиГ-17П/ПФ не раз перехватывали самолёты-нарушители и разведивательные шары-зонды. Первая воздушная победа на МиГ-17 была одержана 29 июля 1953 года, когда пара самолётов из 88 гвиап ВВС КТОФ перехватила над Уссурийским заливом и сбила американский разведчик RB-50. С 1960 года полки на МиГ-17 стали передаваться во вновь организованную истребительно-бомбардировочную авиацию. Дольше всего советские МиГ-17 эксплуатировались в Армавирском ВВАУЛ ПВО - до 1977 года. В строевых частях некоторые самолёты прослужили даже до начала 80-х годов. Некоторые МиГ-17 со снятым вооружением были переданы в учебные центры ДОСААФ. Многие самолёты по окончании срока службы были переоборудованы в радиоуправляемые мишени.

Серийное производство продолжалось до 1958 года. Всего на пяти заводах изготовлено 8085 самолётов МиГ-17 всех модификаций. После появления МиГ-19 строился только на экспорт. Выпускался по лицензии в Китае (1828 самолётов) и Польше (540). Планировалось производство в Чехословакии. Поставлялся на экспорт в Албанию, Алжир, Анголу, Афганистан, Бангладеш, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гвинею, Гвинею-Бисау, ГДР, Египет, Замбию, Зимбабве, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Кампучию, Китай, КНДР, Конго, Кубу, Мадагаскар, Малагасийскую Республику, Мали, Марокко, Мозамбик, Монголию, НДРЙ, Нигерию, Пакистан, Польшу, Румынию, Сирию, Сомали, Судан, США, Танзанию, Уганду, Финляндию, Чехословакию, Шри-Ланку, Югославию. В процессе производства постоянно модернизировался: дорабатывалась топливная система, изменялись форма и площадь тормозных щитков, с конца 1953 года устанавливалось катапультное кресло со шторкой и изменённая сдвижная часть фонаря, менялся состав оборудования и вооружения.

МиГ-17 и J-5 (F-5) принимали участие в многочисленных локальных конфликтах: арабо-израильских войнах, во Вьетнаме, Афганистане, Западной Сахаре, Буркина-Фасо, ирано-иракской, угандийско-танзанийской, эфиопо-сомалийской войнах, гражданских войнах в Южном Йемене, Анголе, Нигерии, Мозамбике и др. В некоторых станах третьего мира МиГ-17 продолжает оставаться на вооружении и сейчас.

В настоящее время МиГ-17 является экспонатом музея ВВС в Монино, МиГ-17М - музея ВВС Северного флота. Несколько самолётов используются в качестве учебных пособий в военных и гражданских авиационных вузах.

Модификации самолёта:

  • СИ - первый прототип. Переоборудован в 1949 году на заводе №155 из серийного МиГ-15бис. Первый полёт 14 января 1950 года.
  • СИ-2 - второй прототип. Изготовлен на заводе №155 в начале 1950 года.
  • СИ-01 ("изделие 45") - четвёртый прототип, эталон для серии. Изготовлен в мае 1951 года на заводе №21 в Горьком.
  • СИ-02 - третий прототип. Изготовлен в феврале 1951 года на заводе №21 в Горьком.
  • МиГ-17 (И-330) - серийный фронтовой истребитель. Отличался топливной системой, формой тормозных щитков, возможностью подвески 2 бомб (50 или 100 кг) вместо ПТБ под крылом. В 1951-1955 годах на заводах №№ 1, 21, 31, 126, 153 изготовлено 5497 самолётов.
  • МиГ-17А - с двигателем ВК-1А. Выпускался с 1951 года.
  • МиГ-17АС - с системой неуправляемого ракетного вооружения АС-21. Переоборудовались ранее выпущенные МиГ-17А и МиГ-17Ф.
  • МиГ-17М (М-17Ф) - радиоуправляемая мишень.
  • МиГ-17ММ - радиоуправляемая мишень. Отличалась составом радиооборудования.
  • МиГ-17П - серийный перехватчик. Отличался РЛС РП-1 "Изумруд" с 2 антеннами, 3 пушками НР-23. В 1952 году на заводе №21 (Горький) построено 178 самолётов. Принят на вооружение 27 июня 1953 года (первый в СССР лёгкий перехватчик с РЛС, принятый на вооружение).
  • МиГ-17ПФ - модернизированный перехватчик. Отличался двигателем ВК-1Ф, станцией предупреждения об облучении "Сирена-2", навигационным штурманским индикатором НИ-50Б. Вооружение состояло либо из 1 пушки Н-37Д и 2 НР-23, либо 3 НР-23, либо 2 НР-23. Принят на вооружение 27 июня 1953 года. Выпускался с 1954 года на заводе №21.
  • МиГ-17ПФ с РП-5 "Изумруд-5" - модернизированный перехватчик. Выпускался в 1955-1956 годах на заводе №31.
  • МиГ-17ПФГ - с командной системой наведения "Горизонт-1". В середине 50-х годов переоборудована часть МиГ-17ПФ.
  • МиГ-17ПФУ (СП-15) - с ракетами РС-1-У. Отличался РЛС РП-1-У "Изумруд", отсутствием пушечного вооружения. В 1956 году на заводе №21 изготовлено 40 самолётов (переоборудованы из недостроенных МиГ-17ПФ).
  • МиГ-17Р - разведчик. Выпускался с августа 1954 года.
  • МиГ-17Ф (СФ) - с двигателем ВК-1Ф. Отличался возможность подвески под крылом 2 бомб по 250 кг. Принят на вооружение 15 июля 1953 года. В 1954-1958 годах на заводах №№ 21, 126 и 153 изготовлено 1702 самолёта.
  • ЛЛ-МиГ-17 - летающая лаборатория. Применялся в 1956-1959 годах в ЛИИ в экспериментах по теме "Турболёт".
  • СГ-5 - опытный для отработки прицела АСП-4Н "Снег" и радиодальномера СРД-3 "Град". Первый полёт в июне 1954 года.
  • СДК-5 (СДК) - пилотируемый вариант крылатой ракеты "Комета". Изготовлено несколько самолётов.
  • СДК-7А - летающая лаборатория для доводки тепловых ГСН "Спутник-2".
  • СДК-9А - летающая лаборатория для отработки систем ракеты ФКР-1.
  • СДК-13 - летающая лаборатория для отработки систем ракеты К-10.
  • СИ-5 - опытный фронтовой истребитель с ракетным вооружением. Отличался НАР С-21, прицелом АСП-5Н, радиодальномером СРД-1М "Радаль-М".
  • СИ-10 - опытный с крылом без излома на передней кромке и аэродинамических гребней. Первый полёт 17 февраля 1953 года.
  • СИ-16 - опытный с НАР АРС-57. Отличался прицелом АП-57. Изготовлен в 1953 году.
  • СИ-19 - опытный с НАР ТРС-190. Отличался прицелом АП-2Р. Изготовлен в августе 1952 года (переоборудован из серийного МиГ-17Ф). Первый полёт в декабре 1952 года (лётчик-испытатель А.Солодовников).
  • СИ-21 - опытный с НАР АРС-212. Отличался прицелом АП-57. Изготовлен в 1953 году.
  • СИ-21М - с пусковыми устройствами АПУ-5 под АРС-212М.
  • СИ-91 - летающая лаборатория для доводки систем жизнеобеспечения лётчика и необратимого бустерного управления.
  • СМ-1 (И-340) - опытный с 2 двигателями АМ-5 (позже АМ-5А). Отличался увеличенным запасом топлива. Изготовлен в марте 1952 года (переоборудован из СИ-02). Первый полёт 19 апреля 1952 года (лётчик-испытатель К.К.Коккинаки).
  • СН - опытный штурмовик с подвижной пушечной устройствами СВ-25-МиГ-17 с 3 пушками АМ-23. Отличался носовой частью фюзеляжа, боковыми воздухозаборниками, колёсами КТ-23 на основных опорах шасси, радиолокационным прицелом "Аист". Изготовлен в 1953 году.
  • СП-2 - прототип перехватчика. Отличался РЛС "Коршун" с одной антенной, электрогенератом ГСР-6000, 600-литровыми ПТБ. Вооружение состояло из 2 пушек НР-23. Переоборудован из серийного МиГ-15бис. Первый полёт в апреле 1950 года (лётчик-испытатель Г.А.Седов). Позже использовался в качестве летающей лаборатории.
  • СП-6 - прототип с ракетным вооружением. Разработан в горьковском филиале ОКБ-155. Летом 1952 года на заводе №21 изготовлено 3 самолёта.
  • СП-7 - прототип перехватчика с РЛС "Изумруд". Отличался 3 пушками НР-23. Изготовлен в июле 1952 года. Первый полёт 8 августа 1952 года.
  • СП-7Ф - прототип МиГ-17ПФ. Отличался двигателем ВК-1Ф. Изготовлен в январе 1954 года.
  • СП-8 - опытный с РЛС РП-5 "Изумруд-5". Первый полёт в январе 1954 года.
  • СП-9 - опытный с НАР АРС-57. Отличался 4 автоматами ЗП-6-Ш "Вихрь" в носовой части вместо пушек. В 1954 году переобрудован из серийного МиГ-17ПФ.
  • СП-11 - опытный с РЛС "Встреча-1" и инфракрасным прицелом СИВ-52. Изготовлен осенью 1954 года. Первый полёт в декабре 1954 года.
  • СП-16 - опытный с РЛС ШМ-60. Переоборудовано 2 самолёта МиГ-19ПФ.
  • СП-21 - летающая лаборатория для испытания систем вооружения.
  • СР-2 - опытный разведчик. Отличался двигателем ВК-5Ф, фотокамерами АФА-БА-40Р и АФА-БА-21с, звукозаписывающим аппаратом МАГ-9. Вооружение состояло из 2 пушен НР-23. Изготовлен в мае 1952 года на заводе №155. Первый полёт 3 июля 1952 года (лётчик-испытатель А.Чернобуров).
  • СР-2с - прототип разведчика МиГ-17Р. Отличался двигателем ВК-1Ф, фотокамерой АФА-БА-40А.
  • СФ - опытный для отработки двигателя ВК-1Ф. Изготовлен в сентябре 1951 года. Первый полёт 29 сентября 1951 года (лётчик-испытатель А.Чернобуров).
  • СФ-2 - опытный с 2 пушками НР-30. Отличался конструкцией фонаря кабины, прицелом АСП-5Н-В3, радиодальномером "Радаль-М".
  • CM-I - польский с пороховыми ускорителями (проект).
  • CM-II - прототип Lim-5M. Первый полёт 2 июля 1959 года.
  • CMR - опытный фоторазведчик на базе Lim-6bis. Изготовлен летом 1964 года.
  • F-5 - экспортный вариант J-5.
  • F-5A - экспортный вариант J-5A.
  • FT-5 - экспортный вариант JJ-5. Поставлялся в Албанию (35 самолётов), Пакистан (20), Шри-Ланку (2), Зимбабве (2).
  • J-5 - китайский вариант МиГ-17Ф. Отличался двигателем WP-5 (лицензионный ВК-1Ф). В 1955-1959 годах на заводе в Шеньяне изготовлено 767 самолётов.
  • J-5A - китайский вариант МиГ-17ПФ. Первый полёт 11 ноября 1964 года. Выпускался серийно с 1965 года.
  • JJ-5 - учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением, бесфорсажным двигателем WP-5D. Первый полёт 8 мая 1966 года. В 1966-1986 годах на заводе в Ченгду изготовлен 1061 самолёт.
  • Lim-5 ("1C") - польский вариант МиГ-17Ф. Отличался двигателем Lis-5 (лицензионный ВК-1Ф), уменьшенным запасом топлива. С ноября 1956 по июль 1960 года на заводе PZL в г. Мелец изготовлено 477 самолётов.
  • Lim-5M ("1F") - самолёт непосредственной поддержки войск. Отличался основными стойками шасси со сдвоенными колёсами, дополнительными крыльевыми топливными баками. В состав вооружения включены блоки НАР С-5. С ноября 1961 по май 1962 года изготовлено 60 самолётов.
  • Lim-5M-II - с системой сдува пограничного слоя. Отличался двигателем Lis-5M, щелевыми закрылками.
  • Lim-5MR - фоторазведчик на базе Lim-5M (проект). Отличался крылом увеличенного размаха, контейнерами с фотокамерами АФА-39, АФА-БА-40Р, АФА-БАФ-21С, АФПН-21.
  • Lim-5P ("1D") - польский вариант МиГ-17ПФ. С января 1959 по декабрь 1960 года изготовлено 129 самолётов.
  • Lim-5R - фоторазведчик на базе Lim-5. Отличался фотокамерой АФА-39.
  • Lim-6 ("1J") - истребитель-бомбардировщик на базе Lim-5M-II. Отличался двигателем Lis-6, удлинённым вздухозаборником, формой аэродинамических гребней на крыле. В 1961 году изготовлено 40 самолётов.
  • Lim-6bis - модернизированный. В 1963-1964 годах переоборудовано 32 ранее выпущенных lim-5M и все Lim-6. Поставлялся в ГДР, Египет, Индонезию.
  • Lim-6М - модернизированный. По конструкции аналогичен Lim-6bis. Тормозной парашют отсутствовал. В 1971 году переоборудованы ранее выпущенные lim-5P.
  • Lim-6МR - фоторазведчик. Переоборудовано несколько Lim-5P.
  • S-104 - чехословацкое обозначение МиГ-17ПФ.

Лётно-технические характеристики

МиГ-17 МиГ-17Ф МиГ-17ПФ
Двигатели ВК-1А ВК-1Ф ВК-1Ф
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2700
-
2600
3380
2600
3380
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,63
11,26
3,80
9,63
11,26
3,80
9,63
11,68
3,80
Площадь крыла, м2 22,6 22,6 22,6
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

3798
5340
6072
3800
5354
6069
4151
5620
6552
Запас топлива, л: 1400 1400 1400
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте 5000 м
посадочная

1060
1070
170
1100
1130
160
1100
1123
165
Скороподъёмность, м/с:

на высоте 5000 м
на высоте 10000 м

30,5
6,5
65,0
38,4
55,0
32,3
Дальность полёта максимальная, км 1165 1080 1100
Практический потолок, м:

без форсажа
на форсаже

14700
-
15100
16470
14450
16300
Длина разбега, м

пробега, м

550
820
590
850
730
885
Экипаж, чел. 1 1 1
Вооружение:

пушечное
 


1х37 мм
2х23 мм

1х37 мм
2х23 мм
3(2)х23 мм

бомбовое

500 500 500

Литература

  1. Гордон Е.И. В тени старшего брата // Авиация и Время. - 1999. - №4. - С. 4-30.
  2. Котлобовский А.В. Послевоенные ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 19-21.
  3. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 51-56.
  4. Сойко Н. Всепогодный и ракетоносный первенец // Моделист-конструктор. - 2008. - №3. - С. 29-34.
  5. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 315-322.
  6. Якубович Н.В. 17-й из рода "МиГов" // Крылья Родины. - 1995. - №№ 3, 4, 6.
  7. Якубович Н.В. Истребитель МиГ-17 // Авиаколлеция. - 2007. - №5.
Истребители | На главную