С-21

Разработка неуправляемой ракеты АРС-212 "Овод" началась в НИИ-1 Минсельхозмаша в соответствии с Постановлением СМ СССР №5119-2226 от 15 декабря 1951 года. Работы возглавил ведущий инженер Е.Н.Сухов. Были использованы наработки по опытным ракетам АРЗОС-212 и ТРС-212. От первой взяли твердотопливный двигатель, от второй - боевую часть. На проектирование ушло 3 месяца. С 15 апреля по 25 мая на базе ГК НИИ ВВС прошли лётные испытания с использованием истребителя МиГ-15бис. Отрабатывались стрельбы как по воздушным. так и по наземным целям. По результатам испытаний в конструкцию внесли доработки и в сентябре того же года состоялись повторные испытания. Постановлениями СМ СССР №685-335 от 27 февраля 1952 года и №1113-460 от 24 апреля 1953 года авиационная реактивная система АС-21 была запущена в серийное производство и принята на вооружение. В серии ракета получила обозначение С-21.

Ракетами С-21 оснащались самолёты МиГ-15бис (150 шт) и МиГ-17АС (170 шт). Были планы использовать в качестве носителя самолёты Ил-28 и Як-25.

Боевая часть осколочно-фугасная. В качестве силовой установки использовался твердотопливный ракетный двигатель с центральным соплом. Пороховой заряд двигателя состоял из 7 цилиндрических одноканальных шашек. Ракета применялась с пускового устройства ПУ-21. Для прицеливания служил прицел АП-21. Для подрыва БЧ использовался электровзрыватель В-21. Время замедления регулировалось зарядом конденсатора. Приборы зарядки конденсаторов ПЭВ-52 размещались в пусковом устройстве и соединялись со взрывателем внешним проводом. Для предотвращения стрельбы на земле имелась блокировка системы, срабатывавшая при выпущенном шасси самолёта.

Атаку воздушных целей рекомендовалось выполнять с хвостовых ракурсов. Прицеливание производилось по неподвижной дальномерной сетке. Характерный габарит цели типа "истребитель" или "бомбардировщик" вписывался в кольцо сетки прицела и определялась дальность до цели. Установка замедления взрывателя выполнялась либо от прицела, либо вручную. В последнем случае пуск ракеты производился с выходом на заданное расстояние до цели. По наземным целям атаки производились с пологого пикирования.

На снабжении ВВС снаряды С-21 оставались до начала 1970-х годов. Во второй половине 50-х проводились работы по модернизации системы, но дальше опытных образцов дело не пошло - к тому времени появилась более совершенная ракета С-24.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

1757
212
630
Стартовая масса, кг 117,8
Масса боевой части, кг 46,2
Скорость максимальная, км/ч -
Дальность пуска, м:

максимальная
минимальная

800
400
Скорость самолёта-носителя, км/ч 900
Высота применения, м 5000

Литература

  1. Марковский В.Ю., Перов К. Наследники "эрэсов" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 10, 11.
  2. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Неуправляемые ракеты С-21 // М-Хобби. - 2014. - №1. - С. 44-50.
  3. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 260.
Вооружение | На главную