Ил-76МД Ил-76ТД

Разработка транспортного самолёта Ил-76 в ОКБ С.В.Ильюшина началась в 28 июня 1966 года. По техническому заданию требовалось создать самолёт с вдвое большей грузоподъёмностью и дальностью, чем у Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных характеристик. Проектирование самолёта велось под руководством заместителя генерального конструктора Г.В.Новожилова. В конструкции самолёта применено 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты. Осенью 1969 года изготовлен полномасштабный макет самолёта. В декабре того жн года на опытном заводе ОКБ в Москве началась постройка первого прототипа. Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе (командир экипажа - Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов). А уже в мае он демонстрировался на 29 международном авиасалоне в Ле Бурже. В апреле 1972 года с первого прототипа впервые десантированы 115 парашютистов. В конце года в небо поднялся второй прототип. Производство первоначально планировалось развернуть в Вронеже, но позже было перенесено в Ташкент. Первый серийный Ил-76 был изготовлен в 1973 году на авиазаводе №84 в Ташкенте. Испытания с использованием 2 прпототипов и 2 серийных продолжались до декабря 1974 года.

Ил-76 представляет собой высокоплан с фюзеляжем круглого сечения, стреловидным крылом (25° по линии четверти хорд) и Т-образным хвостовым оперением. Силовая установка состоит из 4 турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30КП конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Двигатели установлены на пилонах под крылом. Для запуска двигателей в передней части левого обтекателя установлена вспомогательная силовая установка ТА-6 Ступинского КБ машиностроения. В правом обтекателе размещаются аккумуляторы и фотоаппарат. Шасси пятиопорное с передней стойкой. Основное шасси состоит из 4 четырёхколёсных опор. Широкопрофильные шины низкого давления обеспечивают способность самолёта действовать с грунтовых и снежных полос. Механизация крыла включает трёхщелевые закрылки Фаулера (впервые в мире) и пятисекционные предкрылки. Для облегчения погрузки и разгрузки грузовая кабина оборудована 4 элетротельферами грузоподъёмностью по 2,5 т. Для погрузки несамоходной техники имеется две лебёдки. Кабина экипажа двухэтажная, имеется туалет.

Ил-76 выпускался в гражданском и военном вариантах. Военный десантно-транспортный самолёт отличался кормовой стрелковой установкой с двумя двухствольными пушками ГШ-23. Предназначен для десантирования моногрузов (до 47 т) и боевой техники с высоты 4000 м, личного состава с высоты 8000 м. Предусматривалось применение в качестве бомбардировщика (бомбы калибром до 10 т, морские мины). Ил-76М и Ил-76МД широко применялись в войне в Афганистане, при этом ни один самолёт не был сбит. Один Ил-76М является экспонатом музея ВВС в Монино, Ил-76МД - экспонатом музея ВТА в Иванове.

Гражданский самолёт расчитан на перевозку 6 авиационных контейнеров УАК-5 (УАК-5А) или жёстких грузовых поддонов ПА-5,6, 12 контейнеров УАК-2,5 или жёстких поддонов ПА-2,5, 6 гибких поддонов ПА-3,6, 3 авиационных контейнеров УАК-10 или стандартных 20-футовых морских контейнеров. Титановый пол кабины и поверхность рампы снабжены роликовыми дорожками, которые в походном положении убираются в специальные колодцы. Груз крепится к швартовым узлам на полу с помощью цепей.

Войсковые оценочные испытания самолёта начались в ноябре 1973 года. В 1974 году на вооружение Военно-транспортной авиации стали поступать первые Ил-76 (приказ МО СССР о принятиии на вооружение вышел 21 апреля 1976 года). В 1977 году началась регулярная эксплуатация самолёта Аэрофлотом. 5 апреля 1978 года Ил-76, принадлежащий Центральному управлению международных воздушных сообщений, выполнил первый международный рейс в Болгарию. Применялся Ил-76 и в полярной авиации. 10 декабря 1983 года Ил-76ТД впервые пролетел над Северным полюсом, в 1986 году начались рейсы в Антарктиду. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Существовали многочисленные модификации самолёта различного назначения, несколько летающих лабораторий. В июле 1973 года на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов (24 официально зарегистрированы в ФАИ).

Изготовлено около 950 самолётов Ил-76 всех модификаций. Из них 120 поставлено на экспорт в 11 стан мира (не считая случаев сдачи в аренду): в Алжир, Индию, Ирак, Иран, Йемен, Китай, КНДР, Ливию, Сирию и др. В настоящее время самолёты семейства Ил-76 экспуатируются многими авиакомпаниями России и СНГ. Дальнейшим развитием конструкции стали самолёты Ил-76МФ и Ил-76ТФ с удлинённым на 6,6 м фюзеляжем и двигателями ПС-90А-76.

Фотографии Ил-76 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ил-76 - базовая. Изготовлено 73 самолёта.
  • "976" (СКИП) - самолётный командно-измерительный пункт. Разработан в середине 80-х годов на базе Ил-76МД. На самолёте установлен радар кругового обзора "Шмель". В 1987 году построено 5 самолётов.
  • А-50 - самолёт ДРЛО. Оборудован  радаром кругового обзора "Шмель". Выпускается с 1984 года.
  • А-60 - самолёт с лазерным оружием на борту. Переоборудован 1 Ил-76МД.
  • Ил-70 - самолёт ДРЛО (проект). Разрабатывался с августа 1969 года. Позже все работы переданы в ОКБ Г.М.Бериева.
  • Ил-76К, Ил-76МДК-II - самолёты для тренировки коосмонавтов в условиях невесомости. Стенки, пол и потолок грузовой кабины обиты мягкими матами; вдоль стенок на трёх уровнях установлены поручни. В разное время переоборудовано не менее 7 самолётов.
  • Ил-76ЛЛ - летающая лаборатория. Переоборудовано несколько самолётов.
  • Ил-76ЛЛ3 - летающая лаборатория для испытания двигателя Д-90А (ПС-90А). Переоборудован 1 Ил-76МД. Первый полёт 26 декабря 1986 года.
  • Ил-76ЛЛ4 - летающая лаборатория для испытания двигателей Д-236Т и Д-27. В 1989 году переоборудован 1 самолёт Ил-76.
  • Ил-76ЛЛ5 - летающая лаборатория для испытания двигателя ТВ7-117С. В 1989 году переоборудован 1 самолёт Ил-76Т.
  • Ил-76М - военно-транспортный самолёт (модернизированный). Отличался более высотными двигателями Д-30КП 2 серии. Оснящён кормовой кабиной и управляемой турелью с двумя двухствольными пушками ГШ-23, специфической военной навигационной аппаратурой, аппаратурой связи и РЭБ. В состав экипажа дополнительно включён техник по авиационно-десантному оборудованию. Фюзеляж полностью герметизирован. Разрабатывался с марта 1970 года. Первый полёт 24 марта 1978 года (экипаж лётчика-испытателя С.Г.Близнюка). Выпускался серийно с октября 1978 года.
  • Ил-76МД - дальний. Оснащён двигателями Д-30КП второй серии и дополнительными топливными баками (запас топлива увеличен до 90 т). На военных Ил-76МД устанавливалась аппаратура постановки активных и пассивных помех. Первый полёт 6 марта 1981 года. Выпускается с 1981 года.
  • Ил-76МД "Скальпель-МТ" - летающий госпиталь. Построено 2 самолёта. В грузовой кабине установлены 3 модуля: операционная, палата предоперационной подготовки, приёмный покой. Первый полёт 23 июля 1983 года (экипаж лтчика-испытателя В.С.Белоусова). Применялся во время войны в Авганистане для доставки раненых в СССР.
  • Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90 - модернизированные с двигателями ПС-90А-76. Разработаны в 1993 году. Первый полёт 27 декабря 2005 года. С марта 2003 года переоборудуются Ил-76МД в Воронеже. В Ташкенте выпущены 5 Ил-76ТД-90.
  • Ил-76МД-90А (Ил-476) - модернизированный. Отличается двигателями ПС-90А-76, усиленным крылом, доработанным шасси, цифровым БРЭО. Взлётная масса увеличена до 210 т, грузоподъёмность - до 60 т. Выпускается на авиазаводе "Авиастар-СП" с 2012 года.
  • Ил-76МД-М - модернизированный. Отличается составом БРЭО. Ресурс продлён до 40 лет. С 2014 года переоборудуются ранее выпущенные Ил-76М и Ил-76МД. Первый полёт 29 февраля 2016 года.
  • Ил-76МФ, Ил-76ТФ - транспортные самолёты с удлинённым на 6,6 м фюзеляжем. Оснащаются двигателями ПС-90А.
  • Ил-76П (Ил-76ТП, Ил-76ТДП) - самолёт для борьбы с лесными пожарами. Впервые применён при тушении лесных пожаров в Красноярском крае летом 1990 года.
  • Ил-76ПП - постановщик помех. Разработан Таганрогским АНТК им. Г.М.Бериева. Переоборудован 1 Ил-76МД.
  • Ил-76ПС (Ил-76МДПС) - поисково-спасательный. Несёт на борту катер "Фрегат", который сбрасывается на парашюте вместе с командой спасателей. Разрабатывался с июня 1972 года. Построен 1 прототип (в настоящее время находится в Кировоградском лётном училище). Первый полёт 18 декабря 1984 года.
  • Ил-76ПСД - поисково-спасательный дальний. Оснащён двигателями ПС-90А-76.
  • Ил-76СК (Ил-76ВКП) - воздушный командный пункт.
  • Ил-76Т - гражданский транспортный самолёт. Отличается двигателем Д-30КП с тягой 12000 кгс. Разрабатывался с марта 1970 года. Первый полёт 4 ноября 1978 года. Впервые продемонстрирован на выставке авиатехники ГосНИИ ГА в феврале 1979 года. Выпускался серийно.
  • Ил-76ТД - дальний. Оснащён двигателями Д-30КП второй серии и дополнительными топливными баками. Взлётная масса увеличена до 190 т. В грузовой кабине могли устанавливаться 3 пассажирских модуля на 33 пассажира каждый. Первый полёт 5 мая 1982 года. Выпускается с 1982 года.
  • Ил-76ТД-С - санитарный (аэромобильный медицинский комплекс "Айболит").
  • Ил-78 - танкер. Применяется для дозаправки самолётов в воздухе. Разработан в 1984 году. Переоборудуются снимаемые с вооружения ВТА Ил-76 и Ил-76М.
  • Ил-150 - самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД-90 (проект). Разрабатывался с 2000 года.

Лётно-технические характеристики

Ил-76 Ил-76МД/ТД
Двигатели Д-30КП Д-30КП-II
Взлётная тяга, кгс 4x12000 4x12000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,5
46,59
14,76
50,5
46,59
14,76
Площадь крыла, м2 300 300
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

24,5
3,45
3,4
24,5
3,45
3,4
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная

92
157
92
190
Запас топлива, т 80 90
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т 40 48
Скорость, км/ч

максимальная
крейсерская
посадочная

850
750-800
210
850
750-800
210
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 3650 4400
Практический потолок, м 12000 12000
Длина разбега, м

пробега, м

1700
900
1700
1000
Экипаж, чел. 5 5

Литература

  1. Андреев И. Воздушные гиганты // Техника - молодёжи. - 1977. - №10. - С. 50-51.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 50-54.
  3. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
  4. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 140-169.
  5. Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.
  6. Марковский В.Ю. Ил-76 на службе в ВВС. - М.: "Экспринт", 2006.
  7. Оперативно-стратегический военно-транспортный самолёт Ил-76 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 41-42.
  8. Новожилов Г.В. Самолёт-солдат // Крылья Родины. - 1995. - №12. - С. 17-18.
  9. Пакилев Г. Ил-76 - "рабочая лошадка" ВТА // Крылья Родины. - 1998. - №3. - С. 5-6.
  10. Таликов Н. Самолёт Ил-76 и его транспортные модификации // Авиация и космонавтика. - 2003. - №# 4, 9.
  11. Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998.
  12. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 319-324.
  13. Якубович Г.В. Транспортный самолёт Ил-76 // Авиаколлекция. - 2007. - №11. - 32 с.
Транспортные | На главную