Разработка транспортного самолёта Ил-76МФ/ТФ началась в ОКБ им. С.В.Ильюшина в конце 80-х годов. Проектирование возглавил главный конструктор Р.П.Папковский. Чтобы полнее использовать грузоподъёмность самолёта было решено увеличить длину фюзеляжа. Увеличенная масса требовала и повышение мощности силовой установки. Первоначально предполагалось применение ТРДД НК-86 конструкции ОКБ Н.Д.Кузнецова, но они не обеспечивали необходимого прироста тяги. Позже прорабатывался вариант с новым двигателем тягой 14000 кгс, разрабатывавшемся в Рыбинске, но он так и не был завершён. В начале 90-х годов появился двигатель ПС-90 конструкции П.А.Соловьёва, дефорсированный (для увеличения ресурса) вариант которого и было решено использовать. Изготовление первого прототипа Ил-76МФ началось на ТАПО им. В.П.Чкалова в начале 1994 года. Весной 1995 года прототип выкатили из цеха. 1 августа 1995 года экипаж лётчика-испытателя А.Н.Кнышова впервые поднялся его в воздух. Через несколько дней прототип совершил перелёт в Жуковский, где начались его лётные испытания. В испытаниях принимал участие инженерный и лётный состав 929 ГЛИЦ МО. Серийное производство сначала предполагалось развернуть в Воронеже, потом в Ульяновске на заводе "Авиастар-СП". Фюзеляж самолёта удлинён на 6,6 м (две вставки по 3,3 м перед и за крылом). За счёт этого значительно увеличен объём грузовой кабины (с 326 до 400 м3). Силовая установка состоит из 4 двигателей ПС-90А-76, имеющих большую по сравнению с Д-30КУ тягу и увеличенную на 12-15% топливную экономичность. Дальность полёта возросла на 15-20%. Уровень шума и вредных выбросов снизился и теперь вписывается в нормы ИКАО. По желанию заказчика могут быть установлены двигатели CFM-56. Вспомогательная силовая установка ТА-6 земенена на ВКТД-43 (применяется на Ту-204). В грузовой кабине установлена новая система напольной механизации, обеспечивающая перемещение и крепление международных авиационных поддонов и контейнеров. Вместо пилотажно-навигационного прицельного комплекса ПНПК К-II-76 установлен ПНПК К-III-76. Установка современного радио-электронного оборудования позволила сократить численность экипажа (отсутствует бортрадист). Оборонительное вооружение отсутствует. Самолёт переведён на эксплуатацию по техническому состоянию без капитального ремонта. По своим транспортным возможностям Ил-76МФ на 40% превосходит Ил-76МД. Появилась возможность перевозки длинномерных (до 31 м) грузов. Снижен уровень прямых эксплуатационных расходов. На конец 2004 года в лётном состоянии имелось 2 самолёта. Ещё 8 - на Ташкентском авиазаводе в разной степени готовности. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|