Спортивно-тренировочный самолёт Як-52 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1974 году на базе пилотажного самолёта Як-50. Работы возглавил В.П.Кондратьев. Так как самолёт создавался с максимальным использованием узлов Як-50, проектирование заняло несколько месяцев. При этом был учтён опыт эксплуатации нескольких тысяч самолётов Як-18. Для упрощения взлёта и посадки применено шасси с носовой стойкой. Топливная ситстема спроектирована заново. Она позволяет совершать длительный перевернутый полёт и выполнять фигуры высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Обновлён состав оборудования, что позволило выполнять полёты в сложных метеоусловиях. Так как самолёт предназначался для первоначального обучения, к нему предъявлялись очень жёсткие требования. Поэтому испытания продолжались около 2 лет. Серийный выпуск самолёта по кооперации в рамках СЭВ был развёрнут в Румынии на заводе AIv (позже "Аэростар") в Бакау в 1979 году. Первый серийный Як-52 поднялся в воздух в начале 1980 года. Як-52 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж типа полумонокок. От Як-50 самолёт отличает двухместная кабина, посадочные щитки и шасси с носовой стойкой. Крыло усилено и снабжено посадочными щитками. Стойки шасси в полёте полностью не убираются, а поджимаются к крылу и фюзеляжу, что гарантирует безопасное приземление, если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой. В качестве силовой установки использован поршневой 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-14П с автоматическим воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива размещается в 2 крыльевых топливных баках по 65 л. В фюзеляже установлен 5-литровый расходный бак. Управление самолётом спаренное. Кабина закрыта общим фонарём с двумя сдвижными частями. В состав пилотажно-навигационного оборудования входят: курсовая система ГМК-1А, радиокомпас АРК-15М, сигнализатор предупреждения о приближении к сваливанию. На самолёте установлена радиостанция "Ландыш-5" и переговорное устройство СПУ-9. Як-52 может выполнять фигуры прямого и обратного пилотажа. Пилотажно-навигационное и радиоэлектронное оборудование самолёта позволяет производить обучение полётам в сложных метеоусловиях и полётам по дальним маршрутам. Кроме обучения предусмотрена возможность использования Як-52 в качестве буксировщика планёров. С 1984 года к полётам на Як-52 допускаются юноши 16 лет, что свидетельствует о его надёжности и простоте управления. Як-52 в массовом порядке поступал в аэроклубы ДОССАФ (он имелся в 55 аэроклубах). На нём проводились многие соревнования, включая чемпионаты СССР. Як-52 является непременным участником авиационно-спортивных праздников. Производство Як-52 продолжалось до марта 1995 года. Всего изготовлено 1760 самолётов. Большая часть поставлена в СССР. Использовался в качестве учебного в самоё Румынии. Поставлялся на экспорт в Австралию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Данию, Польшу, США, Чехословакию. В настоящее время в мире в строю остаются около 600 самолётов (из них 180 - в США). Капитальный ремонт осуществляет завод №308. Фотографии Як-52 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|