Як-50

Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 разработан в ОКБ А.С.Яковлева в 1972 году под руководством В.П.Кондратьева. Было решено сохранить аэродинамическую схему Як-18ПС, но уменьшить габаритные размеры. Конструкция стала цельнометаллической, полотняная обшивка сохранилась только на рулях и элеронах. Применён более мщный двигатель М-14П. Запас топлива в основном баке сокращён до 55 л (для полёта продолжительностью 35 мин. вполне достаточно). Серийное производство началось в 1976 году на Арсеньевском авиазаводе.

Як-50 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане, однолонжеронное. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки в полёте поджимаются к крылу. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Запас топлива распологался в одном фюзеляжном баке. Для перелётов предусмотрена установка в фюзеляже дополнительного топливного бака.

Як-50 впервые принял участие в международных соревнованиях в 1976 году. Тогда на товарищеских соревнованих по высшему пилотажу команд социалистических стран в Чехословакии сборная СССР на Як-50 одержала командную победу по всем трём упражнениям. Из 30 призовых мест советские спортсмены завоевали 23, в том числе 8 первых. Высокие лётные качества наиболее полно проявились во время 8 чемпионата мира по высшему пилотажу в августе 1976 года в Киеве на аэродроме "Чайка". На этих соревнованиях советские спортсмены завоевали 9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. В.Лецко и Л.Леонова стали абсолютными чемпионами мира. В 1977 году на Як-50 была одержана победа на соревнованиях социалистических стран в Киеве и первом чемпионате Европы во Франции. Лётчиками О.Булыгиным и С.Е.Савицкой на Як-50 установлен ряд мировых рекордов скорости и скороподъёмности.

Поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. На базе спортивного Як-50 разработан двухместный учебно-тренировочный самолёт Як-52.

Фотографии Як-50 можно посмотреть здесь.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14П
Взлётная мощность, л.с. 360
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,3
7,68
2,7
Площадь крыла, м2 15,0
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

-
-
Запас топлива, л 55
Скорость, км/ч:

максимальная по прибору
у земли
пилотирования

-
-
-
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

-
-
Дальность полёта, км

практическая
перегоночная

-
500
Длина разбега, м

пробега, м

180
300
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Колесников П. Як-50 // М-Хобби. - 2003. - №4. - С. 5.
  2. Кондратьев В.П. Як-50 // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 34-35.
  3. Яковлев С., Янкевич Ю. Вольтижировка в воздухе // Техника - молодёжи. - 1977. - №1. - С. 30-36.
Спортивные | На главную