Учебно-тренировочный двухместный самолёт Як-54 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева на базе пилотажного Як-55М. Работами руководил главный конструктор Д.Драч. При проектировании больщое внимание уделялось снижению массы самолёта за счёт новой компоновки кабины, применения наспинных парашютов, снижения массы оборудования, пустотелых рессор шасси. Для возможности выполнения комплекса высшего пилотажа без потери высоты, а также для снижения посадочной скорости, в систему управления введён дополнительный канал управления элеронами на "зависание", позволяющий пилоту на любом этапе полёта отклонить элероны на угол 5° и на углы 10° или 15° на режиме взлёта и посадки. Первый прототип был изготовлен в 1993 году. Впервые он поднялся в воздух 23 декабря 1993 года. Серийное производство началось в 1996 году на Саратовском авиазаводе. В сентябре 2002 года получен сертификат типа по нормам ФАР-23. В 2006 году производство началось также на Арсеньевском авиазаводе. Як-54 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминивые сплавы, титан, сталь). Крыло трапецевидное в плане. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Стойки шасси пустотелые. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14Х с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Кабина пилотов закрыта общим каплевидным фонарём. В полу кабины для улучшения визуальной ориентировки установлен остеклённый люк. Як-54 предназначен для подготовки лётчиков-спортсменов и использования в соревнованиях любого ранга, вплоть до международных. Он отличается простотой управления и вполне доступен начаниющим лётчикам. Применяется как в аэроклубах РОСТО (ДОСААФ), так и в ВВС России. Всего выпущено 14 самолётов в Саратове и 5 в Арсеньеве. Поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, Словакию, США. На беза Як-54 разработан учебно-тренировочный самолёт первоначального обучения Як-152. Лётно-технические характеристики
Литература
|