15 декабря 1951 года вышло постановление СМ СССР №3969-1815, поручавшее КБ-2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения разработку управляемых авиабомб УБ-2000Ф "Чайка" и УБ-5000Ф "Кондор" в фугасном снаряжении и бронебойной УБ-2000Б. Главным конструктором этих проектов был назначен А.Д.Надирадзе. В качестве прототипа была взята немецкая бомба "Фриц-X". Наведение управляемой бомбы на цель предполагалось методом трёх точек по радиокомандам с самолёта-носителя через специальный оптический прицел с использованием трассеров, установленных на законцовках стабилизатора. Система наведения разрабатывалась в НИИ-648. Разработка бронебойной бомбы была прекращена в 1953 году. В ноябре 1954 года начались испытания бомбы УБ-2000Ф на подтверждение заявленной точности, которые продолжались до февраля 1955 года. Всего с переоборудованного бомбардировщика Ил-28 было сброшено 15 бомб. 20 июля 1955 года начались Государственные испытания (было сброшено 20 бомб). Постановлением СМ СССР №2000-1070 от 1 декабря 1955 года бомба принята на вооружение под обозначением УБ-2Ф (4А-22). Серийное производство началось в 1956 году. В качестве носителей использовались бомбардировщики Ил-28 и Ту-16. Ил-28 мог нести одну бомбу под фюзеляжем, а Ту-16 - две на подкрыльевой подвеске. При полёте самолёта-носителя на высоте 7000 м бомба сбрасывалась на удалении 2,6 км от цели. Она сначала пролетала вперёд более 4 км, а затем возвращалась к цели и поражала её в тот момент, когда самолёт уже уходил на расстоянии 5 км от цели. Как показали испытания, для поражения цели размером 30-70 м требовалось 2-3 бомбы УБ-2Ф, в то время как неуправляемых бомб ФАБ-1500 требовалось 168. Недостатком бомбы было управление через оптический прицел, которое сильно зависило от прозрачности атмосферы. При наличии тумана, дымовой завесы и т.п. наведение было невозможным. Кроме того, в процессе наведения самолёт не должен был менять курс и скорость полёта, что было крайне неудобно в условиях противодействия ПВО противника. Всего в 1956 году было изготовлено 120 бомб УБ-2Ф. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|