В начале 90-х годов АНТК им. А.Н.Туполева начал разработку небольших административных самолётов. В 1991 году был разработан предварительный проект, получивший обозначение Ту-20, который предусматривал самолёт сравнительно небольшой размерности с турбовинтовыми двигателями РТ6А-67 с толкающими винтами. Ту-20 предлагалось выпускать в варианте с повышенным уровнем комфортабельности на 8 пассажиров, в бизнес варианте на 11 пассажиров и региональном пассажирском на 19 пассажиров. Дальнейшим развитием этой тематики стали проекты административных самолётов Ту-400 (на 10 пассажиров) и Ту-4Х4 (на 4-7 пассажиров). Основным их отличием была замена ТВД на ТРДД, что увеличивало крейсерскую скорость и снижало шум в салоне. Анализ работ над этими проектами показал, что с точки зрения завоевания определённого сектора отечественного и мирового рынка, целесообразнее перейти к разработке самолёта более крупной размерности - к региональному лайнеру пассажировместимости порядка 50 пассажиров. Приступая к проектированию Ту-324, АНТК ставило перед собою задачу создать высокорентабельный самолёт для региональных линий, соответствующий по комфорту современным требованиям, способный заменить самолёты Ан-24 и Як-40. 2 февраля 1996 года вышло Постановление Правительсва РФ, обеспечивавшее начало работ по самолёту. В томже году было разработано техническое предложение. В 1997 году началось эскизное проектирование. К июлю 1998 года был построен макет самолёта. Макетная комиссия вынесла положительное решение по самолёту с минимумом замечаний. Быстроте и качеству проектирования и сокращению времени передачи в производство способствовало широкое примение САПР на АНТК. В разработке дизайна салона принимала участие итальянская фирма "Тестори". Началась подготовка серийного производства на КАПО им. С.П.Горбунова. Для сокращения сроков освоения первый прототип строится сразу на серийном заводе. Ту-324 построен по аэродинамической схеме низкоплана с крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД АИ-22 разработки ЗМКБ "Прогресс". Двигатели размещены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах. Предусмотрена установка перспективных двигателей Р-126-300. Разработано несколько вариантов компоновки салона: туристический (52 места), смешанный (46 мест в двух классах) и административный (8-19 мест). Состав оборудование пилотской кабины во многом унифицирован с Ту-204 и Ту-334. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс и электрорадиодистанционная система управления обеспечивают полностью автоматизированное самолётовождение и позволяют производить посадку по 2 категории ИКАО. Назначенный технический ресурс Ту-324 определяется в 60000 лётных часов при 45000 посадках. Система технического обслуживания предполагает эксплуатацию без капитальных ремонтов в пределах назначенного ресурса планера, с высокой степенью охвата систем и оборудования встроенным контролем. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|