Для поставок на экспорт ММЗ им. М.Л.Миля на базе Ми-24Д был разработало вертолёт Ми-25, отличающийся от базового составом вооружения. С началом производства Ми-24В появился и его экспортный вариант - Ми-35. Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме в пятилопастным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. На фюзеляже установлено небольшое крыло с отрицательным поперечным V (-12°). Консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом. Кабины членов экипажа раздкльные, размещены уступом. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положениии тягами и служат трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия. Вертолёты Ми-25 и Ми-35 поставлялись в более чем 30 стран мира: Анголу, Афганистан, Буркина-Фасо, Венесуэлу, Вьетнам, Зимбабве, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Кампучию, КНДР, Кубу, Ливию, Мексику, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Папуа - Новую Гвинею, Перу, Сирию, Судан, Сьерра-Леоне, Уганду, Шри-Ланку, Эфиопию, Югославию. После распада Югославии имеются на вооружении Сербии и Хорватии. В 1990 году Никарагуа продала свои вертолёты Перу. В настоящее время за пределами СНГ в эксплуатации находится около 600 вертолётов. Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях во время гражданской войны в Чаде (1980-1987), ирано-иракской войны (1980-1988), пятой арабо-израильской войны в Ливане (1982), гражданской войны в Никарагуа (1983-1990), гражданской войны в Анголе (с 1985 года), индо-пакистанского конфликта (1987), гражданской войны в ЭФиопии (1988-1991), захвата Кувейта (август 1990 года). Ливийские вертолёты участвовали в борьбе с сепаратистами на юге Ливана, индийские - против ТОТИ в Шри-Ланке, вьетнамские и кампучийские - против "красных кхмеров" в Кампучии (Камбодже), перуанские - против повстанцев и наркомафии. Ми-35 правительственных войск Эфиопии успешно применялись не только против сухопутных, но и против морских целей (в Красном море был уничтожен ряд катеров мятежников, нападавших на стоящие под разгрузкой суда). Зафиксированы случаи воздушных боёв между вертолётами: иракскими Ми-25 и иранскими AH-1J "Си Кобра" (первый такой бой (и первый в мире) произошёл в ноябре 1980 года в районе города Дезфуль). 24 октября 1982 года у населённого пункта Эйн-Хош иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 "Фантом II". Фотографии Ми-24 можно посмотреть здесь. Модификации вертолёта
Лётно-технические характеристики
Литература
|