Ми-35

Для поставок на экспорт ММЗ им. М.Л.Миля на базе Ми-24Д был разработало вертолёт Ми-25, отличающийся от базового составом вооружения. С началом производства Ми-24В появился и его экспортный вариант - Ми-35.

Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме в пятилопастным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. На фюзеляже установлено небольшое крыло с отрицательным поперечным V (-12°). Консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом. Кабины членов экипажа раздкльные, размещены уступом. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положениии тягами и служат трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия.

Вертолёты Ми-25 и Ми-35 поставлялись в более чем 30 стран мира: Анголу, Афганистан, Буркина-Фасо, Венесуэлу, Вьетнам, Зимбабве, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Кампучию, КНДР, Кубу, Ливию, Мексику, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Папуа - Новую Гвинею, Перу, Сирию, Судан, Сьерра-Леоне, Уганду, Шри-Ланку, Эфиопию, Югославию. После распада Югославии имеются на вооружении Сербии и Хорватии. В 1990 году Никарагуа продала свои вертолёты Перу. В настоящее время за пределами СНГ в эксплуатации находится около 600 вертолётов.

Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях во время гражданской войны в Чаде (1980-1987), ирано-иракской войны (1980-1988), пятой арабо-израильской войны в Ливане (1982), гражданской войны в Никарагуа (1983-1990), гражданской войны в Анголе (с 1985 года), индо-пакистанского конфликта (1987), гражданской войны в ЭФиопии (1988-1991), захвата Кувейта (август 1990 года). Ливийские вертолёты участвовали в борьбе с сепаратистами на юге Ливана, индийские - против ТОТИ в Шри-Ланке, вьетнамские и кампучийские - против "красных кхмеров" в Кампучии (Камбодже), перуанские - против повстанцев и наркомафии.

Ми-35 правительственных войск Эфиопии успешно применялись не только против сухопутных, но и против морских целей (в Красном море был уничтожен ряд катеров мятежников, нападавших на стоящие под разгрузкой суда). Зафиксированы случаи воздушных боёв между вертолётами: иракскими Ми-25 и иранскими AH-1J "Си Кобра" (первый такой бой (и первый в мире) произошёл в ноябре 1980 года в районе города Дезфуль). 24 октября 1982 года у населённого пункта Эйн-Хош иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 "Фантом II".

Фотографии Ми-24 можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта

  • Ми-25 - экспортный вариант Ми-24Д. Поставлялся в Анголу, Афганистан, Болгарию, Вьетнам, ГДР, Индию, Ирак, Кампучию, Ливию, Никарагуа, Перу, Польшу, Сирию, Чехословакию.
  • Ми-25У - экспортный вариант Ми-24ДУ. Отличался Отличается полноценным двойным управлением, отсутствием пулемёта.
  • Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В. Поставлялся в Анголу, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Индию, Ирак, Польшу, Шри-Ланку, Чехословакию, Эфиопию.
  • Ми-35М1 - модернизированный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА, Х-образным рулевым винтом, французской авионикой, укороченным крылом, топливными баками с пенополиуретаном. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП. Разработан в 1995 году.
  • Ми-35М2 - высотный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ, составом радиооборудования. В состав вооружения включена ракета "Игла-В", пушка ГШ-23В с водяным охлаждением. Первый полёт 30 мая 2000 года.
  • Ми-35М3 - экспортный вариант Ми-24ВМ.
  • Ми-35МО - ночной. Отличается оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
  • Ми-35П - экспортный вариант Ми-24П. Поставлялся в Индию, Мексику.
  • Ми-35ПН - ночной вариант Ми-35П. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
  • "Mission-24" - модернизированный израильской фирмой IAI. Отличается составом БРЭО.

Лётно-технические характеристики

Ми-25 Ми-35
Двигатели ТВ3-117 ТВ3-117В
Взлётная мощность, л.с. 2х2200 2х2225
Диаметр несущего винта, м 17,3 17,3
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
размах крыла
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом

21,35
17,506
6,66
1,7
4,39
5,47
21,35
17,506
6,66
1,7
4,39
5,47
Площадь крыла, м3 6,75 6,75
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

2,825
1,46
1,2
2,825
1,46
1,2
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

8340
11200
11500
8500
11200
11500
Запас топлива, л 2030 2030
Масса полезной нагрузки, кг:

нормальная
максимальная
на внешней подвеске

1500
2400
2000
1500
2400
2000
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

320
270
320
264
Потолок, м:

статический
динамический

1300
4500
2000
4600
Дальность полёта, км:

с боевой нагрузкой
перегоночная (с 2 ПТБ)

595
1000
595
1000
Экипаж, чел. 3 3

Литература

  1. Бутовски П.Б. Продолжение следует... // Авиация и Время. - 1996. - №3. - С. 16-17.
  2. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 354-357.
  3. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 179-202.
  4. Никольский М. Израиль России показал вертолёт // Авиация и космонавтика. - 1999. - №9. - С. 1-4.
  5. Секач Н.А. Боевой вертолёт Ми-24. - М.: "Экспринт", 2001.
  6. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 37-46.
Вертолёты | На главную