Ми-24Р Ми-24К

Разработка вертолёта радиационно-химической разведки на базе транспортно-боевого вертолёта Ми-24В началась на ММЗ М.Л.Миля в 1977 году. Ми-24Р должен был иметь улучшенную систему жизнеобеспечения экипажа. В грузовом отсеке оборудовались рабочие места для двух химиков-разведчиков. Данные разведки передавались с борта на наземные пункты по радиоканалам. В конце 1978 года был построен прототип (переоборудован из серийного Ми-24В). Серийное производство началось в 1983 году.

В 1979 году на базе Ми-24В был разработан вертолёт Ми-24К, предназначенный для визуального наблюдения за полем боя, расположением войск противника, корректирования ракетной и артиллерийской стрельбы, перспективного фотографирования местности. После проведения испытаний в 1983 году вертолёт был запущен в серию.

Конструкция Ми-24Р и Ми-24К аналогична базовому вертолёту. Ми-24Р несёт на борту дополнительные средства связи, оборудование для взятия проб и анализа воздуха и грунта. Под крылом на пилоне установлен экскаватор, с помощью которого берутся пробы грунта. На Ми-24К вместо прицельной системы "Радуга" установлена система наблюдения "Ирис" с увеличенным сектором обзора. В грузовом отсеке установлен разведывательно-корректировочный комплекс "Рута", состоящий из оптического наблюдательного прибора, бортовой ЭВМ и устройства преобразования информации. На правом борту установлена фотокамера АФА-100. Разведывательным оборудованием управляет штурман из своей кабины.

В 1983-1989 годах на заводе "Прогресс" в Арсеньеве и на Ростовском вертолётном заводе изготовлено более 300 вертолётов разведывательных модификаций. Они поступали на вооружение отдельных эскадрилий боевого управления общевойсковых дивизий. Вертолёты Ми-24Р в 1986 году принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Фотографии Ми-24 можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта:

  • Ми-24К ("изделие 201") - разведывательно-корректировочный. В 1983-1989 годах изготовлено около 170 вертолётов.
  • Ми-24Р ("изделие 2462") - вертолёт радиационно-химической разведки. В 1983-1989 годах изготовлено 160 вертолётов.
  • Ми-24РА - модернизированный. Отличался более совершенной аппаратурой связи и обработки информации. Экипаж сокращён на одного химика-разведчика. Разработан в 1989 году.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117В
Взлётная мощность, л.с. 2х2225
Диаметр несущего винта, м 17,3
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
размах крыла
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом

21,35
17,506
6,66
1,7
4,39
5,47
Площадь крыла, м3 6,75
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

8500
11200
11500
Запас топлива, л 2030
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

320
260-275
Потолок, м:

статический
динамический

2000
4600
Дальность полёта, км:

с боевой нагрузкой
перегоночная (с 2 ПТБ)

595
1000
Экипаж (лётный), чел. 3

Литература

  1. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 354-357.
  2. Котлубовский А.В. Под сенью знамён боевых // Авиация и Время. - 1996. - №3. - С. 8-15.
  3. Михеев В.Р. Винтокрылый штурмовик Миля // Авиация и Время. - 1996. - №3. - С. 2-15.
  4. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 179-202.
  5. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 151-162.
  6. Секач Н.А. Боевой вертолёт Ми-24. - М.: "Экспринт", 2001.
  7. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 37-46.
Вертолёты | Разведчики | На главную