МАЗ-541

До середины 50-х годов для буксировки самолётов в аэропортах применялись обычные грузовики. Но с появлением пассажирских лайнеров Ту-104 и Ил-18 их тяговых усилий уже оказалось недостаточно. Потребовался специальный тягач. Разработка такого тягача, получившего обозначение МАЗ-541, началась на Минском автозаводе в 1956 году. Тягач получился довольно длинным (длиннее МАЗ-500) и широким. Для полного использования массы автомобиля в качестве сцепной было решено сделать его полноприводным. Поскольку задние колёса нагружены больше передних, они оснащались покрышками большего диаметра (от МАЗ-525, передние оснащались покрышками от ЯАЗ-214), что делало автомобиль похожим на колёсный трактор.

МАЗ-541 предназначен для транспортировки воздушных судов массой до 85 т на аэродромах с твёрдым покрытием.

Автомобиль имеет привод на все колёса. Передний привод отключаемый. Кузов цельметаллический обтекаемой формы. Кабина трёхместная, оснащена двумя постами управления. Силовая установка состоит из 12-цилиндрового V-образного верхнеклапанного четырёхтактного дизеля Д-12А. Задние колёса оснащены планетарными редукторами. Сзади имеется сцепное устройство для присоединения штатного водила самолёта.

Всего было изготовлено 3 автомобиля.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

7797
3400
2802
База, мм 3403
Колея, мм -
Дорожный просвет, мм -
Радиус поворота, м -
Масса, кг 28230
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг 85000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

Д-12А
12
38880
14,5
300
Число передач 3х2
Колёсная формула 4x4
Размер шин

передних
задних

15,00-20"
17,00-32"
Запас топлива, л -
Скорость максимальная, км/ч 30

Литература

  1. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: ИЛБИ, "Прогресс", 1994. - С. 120-121.
Аэродромная техника | На главную