Разработка высотного самолёта для перехвата воздушных шаров с разведывательной аппаратурой М-17 началась Экспериментальном машиностроительном заводе под руководством В.М.Мясищева в 1970 году. Для обеспечения высотных характеристик самолёта было применено крыло большого удлинения, для которого был специально разработан новый сверхкритический профиль. Так как с подъёмом на высоту растут потери давления в воздухозаборнике, пришлось сократить до минимума воздушный тракт. С этой целью фюзеляж выполнили в виде короткой гондолы с двумя боковыми воздухозаборниками. Турбореактивный двигатель разрабатывало Рыбинское КБ машиностроения. За основу был взят двигатель РД36-51А от Ту-144. Поскольку ракеты были дорогимми, а вероятность попадания в шар была низкой, было решено вооружить самолёт пушкой. Первый прототип изготовлен на Кумертауском авиазаводе. 17 декабря 1978 года лётчик-испытатель К.В.Чернобровкин выполнил на нём пробные рулёжки. При этом произвёл несанкционированный взлёт и потерпел катастрофу. Второй опытный образец был изготовлен на Смоленском авиазаводе в 1982 году. Его первый полёт с аэродрома в Жуковском состоялся 26 мая 1982 года (лётчик-испытатель Э.Н.Чельцов). Третий экземпляр построен в 1990 году. Самолёт М-17 построен по двухбалочной аэродинамической схеме. Силовая установка состоит из одновального турбореактивного двигателя РД36-51В. Вооружение состояло из пушки ГШ-23. Весной 1990 года на М-17 установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъёмности. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|