В 1972 году фирма "Боинг" совместно с итальянским концерном "Аэриталия" разработала проект BA-751. Затем на фирме "Боинг" под руководством К.Холтби было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7. В январе 1978 года двухмоторные варианты 7X7 получили обозначение Боинг-767, а трёхмоторные - Боинг-777. Боинг-767 вскоре был запущен в серийное производство, а от трёхмоторного самолёта отказались. К 1990 году был разработан новый проект, уже двухмоторный. Первоначально предполагалось удлинить фюзеляж Боинга-767-300 на 8,66 или 13,69 м и установить новое крыло большего размаха, но такой самолёт вызвал бы проблемы с парковкой в аэропортах. Следующим шагом был проект Боинг-767-X, у которого средняя и задняя части фюзеляжа были двухэтажными (сечение представляло собой восьмёрку), но от него так же отказались. В феврале 1989 года началось проектирование совершенно нового самолёта с фюзеляжем круглого сечения диаметром 6,2 м, позволявшим устанавливать кресла по 9 или 10 в ряд. В январе 1990 года новый самолёт получил обозначение Боинг-777. При разработке самолёта широко применялось компьютерное проектирование. В феврале 1991 года был готов макет самолёта. В июне 1991 года появились первые заказы на новый самолёт. Первый прототип был изготовлен в 1993 году. В марте 1994 года состоялась его презентация. 9 апреля прототип был выкачен из сборочного цеха, а 12 июня совершил первый полёт. Испытания с участием 9 прототип продолжались до марта 1996 года (суммарный налёт составил 7000 часов), после чего самолёт был сертифицирован. Серийное производство организовано на заводе фирмы Эверетте. 20% комплектующих выпускают японские фирмы "Мицубиси", "Кавасаки" и "Фуджи". 15 мая 1995 года первый серийный Боинг-777 поступил в авиакомпанию "Юнайтед". 7 июня он совершил первый рейс с пассажирами на борту из Лондона в Вашингтон. Общая компоновка Боинга-777 аналогична самолётам Боинг-757 и Боинг-767. Самолёт представляет собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом (31,1° по линии четвертей хорд) и классическим хвостовым оперением. По желанию заказчика крыло может быть выполнено складывающимся. Силовая установка состоит из двух ТРДД PW4073A (PW4084) фирмы "Прэтт-Уитни". По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели CE90-B5 фирмы "Дженерал Электрик" или Трент-870 (-895) фирмы "Роллс-Ройс". Шасси трёхопорное с передней управляемой стойкой. Кабина пилотов аналогична Боинг-757/767. Существует несколько вариантов планировки салона: салон с числом мест 305-328 в трёх классах, салон с числом мест 375-400 в двух классах, салон с числом мест 440 в экономическом классе. Все кресла оборудованы телесистемати (для их питания имеется 3 генератора по 120 кВт). В грузовых отсеках возможна перевозка 32 контейнеров LD3. Серийное производство продолжается. К началу 2005 года изготовлен 681 самолёт. Поставляется авиакомпаниям Австрии, Великобритании, Египта, Китая, Маврикия, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сингапура, США, Франции, Южной Кореи, Японии. В России Боинг-777 эксплуатировался Аэрофлотом, в настоящее время эксплуатируется авиакомпанией "Трансаэро". В разработке модификаций принимают участие российские специалисты. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|