В начале 1962 года конструкторы фирмы "Боинг" начали
исследования в области создания пассажирского самолёта для линий малой
протяжённости. Первоначально он рассматривался как конкурент английскому
BAC.111 и был рассчитан на перевозку 60-85 пассажиров. В дальнейшем
количество мест для пассажиров было увеличено до 100.
Рабочее проектирование самолёта, получившего обозначение Боинг-737,
началось в феврале 1965 года. Разработка велась сразу в двух вариантах:
Боинг-737-100 с салоном на 100-103 мест и Боинг-737-200 с салоном на
115 мест. Прототип Боинг-737-100 впервые поднялся в воздух с заводского
аэродрома в Рентоне 9 апреля 1967 года. 8 августа совершил первый полёт
прототип Боинг-737-200. В декабре того же года оба варианта были сертифицированы,
после чего начались поставки заказчикам.
Боинг-737 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего
низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с мспользованием композиционных
материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло стреловидное
(25° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой
стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Прэтт-Уитни JT8D-7 (JT8D-9,
JT8D-15, JT8D-17, CFM56), расположенных на пилонах под крылом (начиная с
модификации 737-300 двигателе смещены вперёд). На самолётах поздних выпусков
устанавливается цифровой комплекс авионики EFIS, спутниковая навигационная
система GPS.
Серийное производство продолжается. К началу 2006 года изготовлено 5000
самолётов Боинг-737 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Австралию,
Алжир, Аомынь, Великобританию, Венгрию, Грецию, Испанию, Италию, Каймановы
острова, Канаду, Нидерланды, Никарагуа, Новую Зеландию, Румынию, Тунис,
Францию, ФРГ, Чехию, Щвейцарию, Швецию, Японию. В ходе эксплуатации самолёт
постоянно усовершенствовался: устанавливалась более мощные и экономичные
двигатели, более эффективная система реверса тяги, улучшалась аэродинамика,
повышалась эффективность закрылков, устанавливался цифровой комплекс авионики
с индикацией параметров на цветных ЖК-дисплеях.
Самолёты Боинг-737 эксплуатировались или эксплуатируются в настоящее
время в российских авиакомпаниях "Аэрофлот", "Калининградавиа", "Пулково",
"Сахалинские авиатрассы", "Трансаэро". Имеются также в Белоруссии, Грузии,
Казахстане, Туркмении и на Украине.
Фотографии Боинг-737 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Боинг-737-100 - первый серийный вариант. Отличался пассажирским салоном
на 100 мест. Первый полёт 9 апреля 1967 года. В 1967-1969 годах изготовлено
30 самолётов.
-
Боинг-737-100C - грузовой. Отличался большой грузовой дверью в левом борту.
Изготовлено несколько самолётов.
-
Боинг-737-200 - с салоном на 115 мест. Олтличался удлинённым на 1,82 м
фюзеляжем. Первый полёт 8 августа 1967 года. В 1967-1971 годах изготовлено
249 самолтов.
-
Боинг-737-214
-
Боинг-737-247
-
Боинг-737-2C9
-
Боинг-737-200Adv ("Эдвансд") - модернизированный. Отличался двигателями
CFM56, улучшенной аэродинамикой, составом оборудования. Первый полёт 15
апреля 1971 года. В 1971-1988 годах изготовлено 865 самолётов.
-
Боинг-737-236Adv
-
Боинг-737-2Y5Adv
-
Боинг-737-200C "Эдвансд" - грузопассажирский. Отличается грузовой дверью
(2,14х3,4 м). Может перевозить до 7 поддонов либо 2 поддона и 76 пассажиров.
-
Боинг-737-250 - промежуточный вариант между 737-100 и 737-200 (проект).
Разработан в 1983 году.
-
Боинг-737-300 - с салоном на 150 мест. Отличался двигателями CFM56-5
(СРМ56-3C1), удлинённым на 2,64 м фюзеляжем, новым крылом, цифровым
комплексом авионики EFIS. Первый полёт 24 февраля 1984 года. Выпускался
в 1984-200 годах. Изготволено более 1000 самолётов.
-
Боинг-737-329
-
Боинг-737-35B
-
Боинг-737-36E
-
Боинг-737-36N
-
Боинг-737-36Q
-
Боинг-737-375
-
Боинг-737-3L9
-
Боинг-737-3Q8 - самолёт для лизинговой компании ILFC.
-
Боинг-737-3Z9 - самолёт для авиакомпании "Лауда Эйр".
-
Боинг-737-400 - с удлинённым на 3,05 м фюзеляжем. Отличается двигателями
CFM56-3C1, усиленными крылом и шасси. Первый полёт 23 февраля 1988 года.
Выпускался в 1988-2000 годах. Изготовлено более 400 самолётов.
-
Боинг-737-4M0
-
Боинг-737-4Q8 - самолёт для лизинговой компании ILFC.
-
Боинг-737-4Y0 - самолёт для лизинговой компании JPA.
-
Боинг-737-500 - с увеличенной дальностью полёта. Салон рассчитан на 108-138
пасажиров. Оснащается двигателями СFМ56-ЗС1. Первый полёт 30 июня 1989 года.
Выпускался в 1990-2000 годах. Изготовлено более 320 самолётов.
-
Боинг-737-529
-
Боинг-737-53А - с салоном на 116 мест.
-
Боинг-737-555
-
Боинг-737-600 (Боинг-737-500X) - модернизированный. Отличается двигателями
CFM56-7B18 (CFM56-7B20), крылом увеличенного размаха, оборудованием кабины,
аналогичным Боинг-777. Выпускается с 1998 года.
-
Боинг-737-700 (Боинг-737-300Х) - модернизированный. Отличается двигателями
CFM56-7B20 (CFM56-7B22, CFM56-7B24), крылом увеличенного размаха, оборудованием
кабины, аналогичным Боинг-777. Первый полет 9 февраля 1997 года. Сертификат
типа получен 7 ноября. Выпускается с 1997 года.
-
Боинг-737-7K9
-
Боинг-737-700ER - с увеличенной дальностью полёта.
-
Боинг-737-800 (Боинг-737-400Х) - модернизированный. Отличается двигателями
CFM56-7B24 (CFM56-7B26), крылом увеличенного размаха, оборудованием кабины,
аналогичным Боинг-777. Выпускается с 1998 года. Изготовлено 800 самолётов.
-
Боинг-737-900 - с удлинёным на 2,94 м фюзеляжем. Салон рассчитан на 177-189
мест. Выпускается с 2001 года.
-
Боинг-737-900ER (Боинг-737-900Х) - с увеличенной дальностью полёта до 5900
км. Отличается усиленным крылом, дополнительной хвостовой опорой шасси,
дополнительными топливными баками. Количество мест для пассажиров увеличено
до 215 (при однокласной компоновке).
-
Боинг-737-990 - самолёт для авиакомпании "Аляска".
-
Боинг-737-9B5 - самолёт для авиакомпании "Кореан Эйр".
-
Боинг-737-9K2 - самолёт для авиакомпании KLM.
-
T-43A - самолёт для групповой подготовки штурманов на базе Боинг-727-200Adv.
Отличается рабочими местами штурманов в салоне, усиленным полом, увеличенным
на 3000 л запасом топлива. В 1973-1974 годах для ВВС США изготовлено 19 самолётов.
Лётно-технические характеристики
|
737-100 |
737-300 |
737-400 |
737-800 |
Двигатели |
JT8D-7 |
СРМ56-5 |
СРМ56-3С1 |
СРМ56-7B26 |
Взлётная тяга, кгс |
2х6580 |
2х9970 |
2х10670 |
2х11930 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
28,35
30,53
11,28 |
28,88
33,17
11,13 |
28,88
36,40
11,13 |
34,31
39,47
12,55 |
Площадь крыла, м2 |
91,0 |
105,4 |
105,4 |
124,6 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная |
27,70
49,40
44,50 |
32,46
62,82
52,53 |
34,27
68,10
56,24 |
41,46
78,24
65,30 |
Запас топлива, л |
10790 |
20105 |
23825 |
26035 |
Коммерческая нагрузка, т |
12,2 |
16,4 |
18,8 |
20,0 |
Число пассажиров, чел. |
102-130 |
130-149 |
146-168 |
162-189 |
Крейсерская скорость, км/ч |
980 |
910 |
910 |
925 |
Дальность полёта, км |
2780 |
4670 |
3870 |
5370 |
Практический потолок, м |
10670 |
10200 |
11300 |
12500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
-
- |
-
- |
-
- |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №4. - С. 25-29.
|