Ан-38-100

Грузо-пассажирский самолёт Ан-38 разработан в АНТК им. О.К.Антонова в 1991 году под руководством Д.Кивы. Он является дальнейшим развитием самолёта Ан-28. Для увеличения вместимости фюзеляж самолёта удлинили на 2,44 м. Модель самолёта впервые была продемонстрирована на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 1991 году. В 1992 году на Новосибирском авиазаводе была заложена серия из 6 прототипов: 4 лётных и 2 для статических испытаний. Первоначально предполагалось установить на самолёт двигатели ТВД-20 Омского моторостроительного завода, но доводка их сильно затянулась. Поэтому на первых машинах было решено установить двигатели TPE-331-14GR-801E американской фирмы "Эллайд Сигнал" (ныне "Хонелл").

Первый прототип впервые поднялся в воздух 23 июня 1994 года. Его испытания проводились в условиях холодного климата (в Якутии), жаркого (в Узбекистане и Индии), а также высокогорья (в Киргизии). Серийное производство организовано в 1997 году на НАПО им. В.П.Чкалова. 27 апреля 1997 года самолёт Ан-38-100 получил сертификат типа по нормам АП-25. Первые 3 серийных самолёта приобрела хабаровская авиакомпания "Восток". Сертификат типа на Ан-38-200 с отечественными двигателями получен в декабре 2002 года.

Ан-38 построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана. От Ан-28 его отличает удлинённый фюзеляж и изменённый состав оборудования. Крыло кессоного типа, двухлонжеронное, большого удлинения. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков, зависающих элеронов, автоматических предкрылков и интерцепторов. Часть кессона используется в качестве интегральных топливных баков. Хвостовое оперение двухкилевое (для повышения эффективности рулей кили находятся в воздушных струях винтов). Шасси трёхопорное с носовой стойкой, неубирающееся, с пневматиками низкого давления (в зимнее время предусмотрена установка лыж). Силовая установка состоит из двух ТВД TPE-331-14GR-801E фирмы "Хонелл" с винтами Харцелл HC-B5MA либо отечественных ТВД-20Б с пятилопастными реверсивными винтами АВ-36. Предусмотрена установка двигателей ТВД-1500. В базовом варианте салон оборудован 26-27 пассажирскими креслами, откидывающимися к бортам. На самолёте сохранён грузовой люк по типу Ан-28. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ на потолке установлена кран-балка грузоподъёмностью 500 кг. В задней части имеется багажный отсек и туалет. Пилотажно-навигационное оборудование может устанавливаться как отечественное, так и иностранного производства (например, фирмы "Бендикс-Кинг"). В носовой части фюзеляжа смонтирована РЛС А-813 разработки НПО "Ленинец".

Ан-38 может эксплуатироваться с небольших аэродромов без твёрдого покрытия при температурах воздуха от -45° до +55°C. Кроме базового грузо-пассажиркого разработаны варианты для десанта, ледовой разведки, аэрофотосьёмки, геофизических работ и др.

Самолёты Ан-38 сдавались в аренду Вьетнаму, Малазии и Монголии. В 2005 году 1 самолёт продамн Монголии.

Модификации самолёта:

  • Ан-38-100 - базовая модификация. Отличается двигателями TPE 331-14GR-801E. Серийно выпускается с 1997 года в Новосибирске.
  • Ан-38-120
  • Ан-38-200 - с двигателями ТВД-20Б. Первый полёт 11 декабря 2001 года. Изготовлено 2 самолёта.
  • Ан-38ГД - самолёт для геодезических и поисковых работ.
  • Ан-38Д - десантный. Салон рассчитан на 22 парашютиста.
  • Ан-38К - конвертируемый. Отличается большой грузовой дверью в левом борту. Грузоподъёмность увеличена до 3200 кг. Может перевозить до 4 стандартных контейнера КМП-500 (LD-3) или 8 LD-3K на расстояние до 1100-1200 км.
  • Ан-38ЛР - самолёт ледовой разведки.
  • Ан-38С - санитарный. Предназначен для первозки 6 раненых на носилках и 9 сидячих.
  • Ан-38Ф - аэрофотосъёмщик.

Лётно-технические характеристики

Двигатели TPE-331-14GR-801E
(ТВ-20Б)
Взлётная мощность, л.с. 2х1500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

22,06
15,54
4,30
Площадь крыла, м2 39,72
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина (по полу)
высота

8,8
1,9
2,14
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

5300
8800
Запас топлива, л 2860
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 2500
Количество пассажиров, чел. 27
Скорость, км/ч:

крейсерская
максимальная

340-380
405
Время набора высоты, мин.

3000 м
8000 м

4,2-5,5
13,1-18,2
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

600
1700
Практический потолок, м 9000
Крейсерская высота полёта, м 3000-4200
Длина разбега, м

пробега, м

350
270
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Балабуев А. "Антонов-38". // Крылья Родины. - 1993. - №8.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 219-221.
  3. Бобошкин Н. Потомок "пчёлки": Самолёт Ан-38. // Крылья Родины. - 1998. - №2. - С. 12.
  4. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 72-77.
  5. Попхадзе Ю.Н. Ан-38-100 готовится к выходу на линии. // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 30.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 291-294.
  7. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 107-110.
Транспортные | На главную