ТАВКР ''Киев''

Разработка первого отечественно корабля, специально предназначенного для базирования реактивных самолётов, началась в Невском проектно-конструкторском бюро в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом, получившем номер 1143, возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим развитием вертолётоносцев типа "Москва" (пр.1123) и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных), различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования. Было выполнено 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения на более перспектитвные. По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран вариант I как наиболее оптимальный. 16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил ТТЗ на ПКР с авиационным вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников, был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая (4,5° к продольной оси) полётная палуба.

Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр "Кречет") был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 года. Первый корабль проекта 1143, получивший название "Киев" (заводской №101), 5 мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года корабль спущен на воду, вышел на ходовые испытания 17 апреля 1975 года, вступил в строй 28 декабря 1975 года и 15 июня 1976 года включён в состав Краснознамённого Северного флота. 28 июня 1977 года перекласифицирован в тяжёлый авинесущий крейсер (ТАКР, позже ТАВКР). За создание "Киева" 250 специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и медалями, А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.

Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25, АК-27) по продольной системе набора (на оконечностях - поперечной) со шпацией 500 мм. Корпус разделён на отсеки 18 поперечными и 2 продольными водонепроницаемыми перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. "Киев" стал первым советским авианесущим коряблём с полной полётной палубой (длина 189 м, ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ярусная надстройка сдвинута к правому борту. Начиная с третьего яруса надстройска изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная энергетическая установка представляла собой "удвоенный" вариант применённой на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), вмещавшем 22 ЛА. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались 10 технических позиций для обслуживания ЛА.

Вооружение корабля состояло из 4 спаренных пусковых установок противокорабельных ракет большой дальности П-500 "Базальт" (16 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 "Шторм" (96 ракет), 2 спаренный пусковых установок ЗРК "Оса-М" (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 "Вихрь" (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65). В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС "Аллея-2", РЛС обнаружения "Восход" и "Фрегат-М", навигационный комплекс "Салгир-1143", система космической связи "Тайфун-1", РЛС управления ПКРК "Аргон-1143", система посадки "Привод-СВ", средства РЭБ "Кольцо", "Ограда" и ПК-2, стационарная ГАС "Орион" (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС "Платина".

Первая посадка на палубу ТАВКР "Киев" самолёта Як-36М состоялась 18 мая 1975 года (лётчик-испытатель О.Г.Кононенко). 16 июля 1976 года корабль (с 5 самолётами на борту) отправился на Север вокруг Европы и 10 августа прибыл в Североморск. 12-19 апреля 1977 года он принимал участие в учениях "Север-77". В декабре 1977 года началась его боевая служба в Атлантике и на Средиземном море. В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча с "Минском", во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Во время широкомасштабных учений "Запад-81" "Киев" выполнял роль флагманского корабля (на его борту находилось всё руководство учениями, включая маршала Д.Ф.Устинова, адмирала С.Г.Горшкова, министров обороны стран Варшавского договора). 9 ноября 1981 года он был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР, а 4 мая 1985 года - орденом Красного Знамени (единственный из послевоенных кораблей). В 1982-1984 годах прошёл средний ремонт на ЧСЗ. 2-6 мая 1985 года крейсер нанёс визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). 10-20 июня 1985 года он участвовал в учениях "Атлантика-85". 1 марта 1987 года совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Последний поход состоялся летом 1990 года.

После похода "Киев" был поставлен на ремонт в Росте, но из-за недостаточного финансирования 30 июня 1993 года исключён из состава ВМФ и разоружён. Всего прошёл 240850 миль, с его палубы самолёты совершили 4258 полётов, вертолёты - 9154. За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко и В.А.Звада. 28 августа 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага команда "Киева" расформирована и он передан для разделки на металл. 20 мая 2000 года корабль вышел на буксире в Шанхай (Китай), где он в настоящее время переоборудуется в туристическо-развлекательный центр.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

стандартное
нормальное
полное
наибольшее

30530
36300
41370
42100
Габариты, м:

длина
ширина по КВЛ
высота от киля до клотика
осадка

273,1
31,0
61,1
11,05
Ширина полётной палубы, м 49,2
Мощность ПТУ, л.с. 4х35500
Скорость хода, уз.:

максимальная
полного хода
экономическая
боевая экономическая

32,5
30,7
14,2
18,3
Дальность плавания экономическим ходом, миль 7160
Автономность по запасам, сут. 30
Количество самолётов, шт. 16
Количество вертолётов, шт. 18
Запас авиационного топлива, т 1200
Экипаж, чел.
в том числе офицеров
1433
280

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 337-340.
  3. Заблоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Киев" // Морская коллекция. - 2003. - №7.
  4. Линейные корабли и авианосцы / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000. - С. 202.
  5. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  6. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  7. Морин А.Б. Тяжёлые авианесущие крейсера пр. 1143 "Киев" и "Минск" // Судостроение. - 1997. - №2.
  8. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
  9. Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 99-102.
Авианесущие корабли | На главную

Hosted by uCoz