Ту-95РЦ

Постановлением СМ СССР №835-375 от 21 июля 1959 года ОКБ-156 А.Н.Туполева поручалось разработать дальний разведчик Ту-95Р, оборудованный аппаратурой радиолокационной разведки морских целей и целеуказания подводным лодкам. ОКБ Туполева совместно с разработчиками оборудования провело большую работу по снижению взаимного влияния многочисленного радио-технического оборудования, установленного на самолёте. В 1960-1962 годах на Куйбышевском авиазаводе №18 в разведчик был переоборудован серийный Ту-95М (зав. №510). 21 сентября 1962 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем И.К.Ведерниковым впервые поднял его в небо с заводского аэродрома. В 1963 году на заводе №18 началось серийное производство разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ ("изделие ВРЦ"). Уже в августе 1964 года первые серийные самолёты поступили в части морской авиации. Доводка БРЭО продолжалась до декабря 1964 года. Постановлением СМ СССР №411-126 от 30 мая 1966 года он был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Ту-95РЦ предназначен для обнаружения кораблей или радиоконтрастных наземных целей и наведения на них крылатых ракет, запускаемых с подводных лодок (дизельных пр. 651 или атомных пр. 675), ракетных крейсеров типа "Слава" и авианесущих крейсеров типа "Киев". Былп предусмотрена возможность совместной работы с ракетоносцами Ту-22М. Кроме того, на самолёт возлагалась метеорологическая разведка на море в районе целей.

От Ту-95МР самолёт отличает отсутствие фотооборудования. В дополнение к станциям радиотехнической разведки "Ромб-4" и "Вишня" установлена станция "Квадрат-2". Все станции вместе (комплекс "Успех-1А") позволяют перекрыть диапазон работы практически всех РЛС и средств связи вероятного противника. На борту имеются средства постановки активных помех. В бомбоотсеке расположена бортовая РЛС, антенна которой закрыта каплевидным обтекателем. Оборонительное вооружение первоначально соответсвовало стандартному для Ту-95. Позже кормовую пушечную установку заменили мощной станцией РЭБ СПС-151. Разрабатывались варианты оснащения самолёта противокорабельными ракетами, но на практике реализованы не были.

Всего в 1963-1969 годах было выпущено 53 самолёта Ту-95РЦ (включая прототип). На его базе разработан противолодочный самолёт Ту-142. Самолёты Ту-95РЦ летали по всему миру. Они базировались на аэродромах в Анголе, Вьетнаме, Кубе, Ливии, Эфиопии. В 70-е годы эта модификация Ту-95 в сочетании с флотскими ракетными ядерными комплексами представляла для территории США наибольшую опасность. Самолёты Ту-95РЦ активно эксплуатировались до начала 90-х годов.

Фотографии Ту-95 можно посмотреть здесь.

Лётно-технические характеристики

Двигатели НК-12МВ
Взлётная мощность, э.л.с. 4х15000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,04
47,09
12,98
Площадь крыла, м2 283,7
Взлётная масса максимальная, т 182
Запас топлива, т 89,53
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная

910
770
300
270
Дальность полёта максимальная, км 13500
Практический потолок, м 11500
Длина разбега, м

пробега, м

2100
1540
Экипаж, чел. 8

Литература

  1. Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского "медведя" // Крылья Родины. - 1994. - №8. - С. 1-6.
  2. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 84-101.
  3. Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 17-20.
  4. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №1. - С. 43-48.
  5. Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 17-20.
  6. Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель - Америка // Авиация и Время. - 1996. - №5. - С. 2-20, 32.
  7. Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. - 1998. - Вып. 5. - С. 45.
  8. Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях // Крылья Родины. - 1999. - №11. - С. 1-6.
Разведчики | На главную